Принципы нлп: эффективные методы воздействия на человека
Содержание:
- Польза и вред от НЛП
- Изменение личной истории
- Переоценка прошлого
- Ресурсы
- Упражнение «Что может быть ресурсом»
- Упражнение «Подходящий контекст».
- Упражнение «Поиск ресурса»
- НЛП – что это за методика
- Техника «взмах»
- Рождение нейролингвистического программирования (НЛП)
- Распространенные техники программирования
- Вербальные психотехники
- Три базовых правила НЛП
- Модерация личной истории
Польза и вред от НЛП
В погоне за успехом можно активно использовать популярные приемы, двигаясь к намеченным целям. Если партнер не знает, как распознать методики НЛП в общении, он без запинок будет идти по начерченному ему незримому пути.
Вред нанести может воздействие на отношения внутри пары. Если парень изначально не испытывал нежных чувств к девушке, но она его запрограммировала на отношения, такой союз может оказаться несчастливым для «настроенного» партнера.
Развивать свои способности и углубленно интересоваться психологией человека – полезное занятие. Человеческий мозг таит в себе несчетное количество способностей, которые нужно пробовать развивать, что непременно раскроет потенциал и позволит получить удовольствие от жизни.
Изменение личной истории
Техника изменения личной истории применяется, как правило, в тех случаях, когда поведение, которое требуется изменить, связано с какими-то событиями, имевшими место в прошлом, и основывается на имеющихся между настоящим и прошлым связях. Её использование позволяет избавиться от ненужных и ограничивающих убеждений, стереотипов, привычек, установок, методов реагирования и т.д.
Суть метода заключается в следующем. Нужно определить проблемную ситуацию или нежелательное состояние и установить на него якорь. Установленный якорь нужно использовать для того чтобы провести человека (или себя) до того самого момента, когда проблемная ситуация или переживание появилось впервые, а при любом их обнаружении нужно учитывать контекст происходившего. После того как несколько (4-5) подобных ситуаций или переживаний будут найдены, нужно опустить якорь и вернуться к самой первой ситуации, определить ресурсы, которые требовались для её преодоления, и найти пусковые факторы. Далее необходимо найти доступ к найденному ресурсу и произвести его якорение, вернуться в раннюю ситуацию и изменить её восприятие, применяя уже имеющийся ресурс (для отлично подходят .
После всего проделанного нужно от новых переживаний и оценить полученный результат. Если он не удовлетворяет поставленным требованиям, то следует вернуться к прошлому этапу выявления ресурсов и проработать его ещё раз. Затем нужно закрепить результат и произвести экологическую проверку и синхронизацию с будущим.
9
Переоценка прошлого
Техника переоценки прошлого способствует изменению оценки какого-либо события, имевшего место в прошлом человека. Она очень эффективна, т.к. с помощью неё можно повлиять на оценку произошедших неприятностей и связанные с ними убеждения, изменить отношения с конкретными людьми и даже трансформировать аспекты восприятия детства. Краткий алгоритм необходимых действий включает в себя следующее:
- Нужно определить тот период времени, который требует изменения и проработки. Он может быть связан с человеком, местом, временем и т.п. условиями.
- Нужно создать мощный ресурсный якорь. Лучше всего, если он будет кинестетическим.
- Нужно представить рассматриваемый временной отрезок в форме прямой линии, расположенной на полу, определить самые значимые моменты этого периода, назвать их и обозначить на линии, соблюдая реальную последовательность.
- Нужно разделить все отмеченные ситуации на положительные и отрицательные. Затем, проходя по линии, следует перепроживать положительные ситуации заново, а отрицательные представлять диссоциированно, т.е. наблюдая за собой со стороны.
- При диссоциированном рассмотрении отрицательных ситуаций можно использовать созданный в начале ресурсный якорь. Иногда это позволяет посмотреть даже на негативные события под другим углом и разглядеть в них положительные моменты.
- Нужно провести экологическую проверку нового восприятия прошлых событий и, если результат не удовлетворяет всем требованиям, вернуться назад и проработать предыдущие пункты заново.
- Нужно провести синхронизацию с будущим, спроецировав достигнутый результат на ситуации, которые могут произойти.
12
Ресурсы
Из пункта А в пункт Б вышел поезд… Для того, чтобы он проехал поезду нужна энергия – электричество. Или дизельное топливо, если тепловоз. Или уголь, если паровоз. Точно так же и нам, чтобы попасть из пункта А (актуальное состояние) в пункт Б (желаемое состояние) требуется энергия, горючее. Называется это горючее «ресурсы».
Ресурсы: все что нам может помочь в достижении цели.
Это могут быть наши способности, умения, информация, ценности, убеждения, состояния, качества и т.д. Например, ресурсом может быть:
- состояния (спокойствие, уверенность в себе);
- качества (настойчивость, усидчивость);
- убеждения («Я имею право на ошибку»);
- способности (умение выбирать друзей, способность убеждать собеседника);
- знания/информация (динамика изменения цены нефти марки «Urals» на Лондонской товарно-сырьевой бирже).
Ресурсы могут быть внутренними и внешними.
Внутренние ресурсы – это наши состояния, умения, убеждения, знания и т.д. Внешние ресурсы – это другие люди, деньги, информация и т.д. При определённых условиях внешние ресурсы могут стать внутренними: информация может стать знанием, мы можем использовать чужие убеждения или научиться чужим умениям.
Внешние ресурсы мы можем контролировать только через собственное поведение.
Единственное, что человек может контролировать – это он сам, об этом мы уже говорили. Всем остальным он может управлять только при помощи своего поведения. То есть, если нам нужна помощь других людей, мы можем получить её воздействуя на них самим собой. Слова говоря всякие, улыбаясь и жестикулируя. Если им наша жестикуляция понравится – помогут. Не понравится – значит надо жестикулировать как-то по-другому. Или слова другие подобрать. Именно поэтому в НЛП работают, в первую очередь, с внутренними ресурсами. Так же напоминаю базовые пресуппозиции НЛП о ресурсах.
У нас есть все нужные ресурсы.
Удобно думать, что у нас либо уже есть нужные ресурсы для достижения цели: стать более успешным, прекратить курить, общаться лучше или наконец написать этот доклад, — либо мы их можем легко найти. По крайней мере думая так вы скорее добьетесь результата, чем медитируя на тему «почему я такой несчастный» и «у меня всё равно ничего не получится, я не создан для счастья (успеха, замужества, достатка и обладания автомобилем BMW X5)». При этом ресурс часто есть, но не в том месте, где он нужен прямо сейчас. Многие очень уверены и спокойны лёжа дома на диване, но вся уверенность куда-то пропадает при общении с начальником. У нас внутри замечательная кладовая, в которой всё, что нужно, есть. Главный вопрос в том, как в этой здоровенной кладовой найти то, что нужно прямо сейчас и как из это перетащить в то место, где это нужно прямо сейчас. Но об этом чуть дальше.
Мир полон ресурсов.
Мир вокруг нас изобилен и полон ресурсами. И каждый сможет найти в нём то, что ему нужно. Если вам нужна любовь — вы сможете найти любовь. Если нужен успех — найдёте успех. Если нужны неудачи — найдёте неудачи. Если нужна ненависть — вы найдёте и ненависть. Но лучше поискать любовь, успех и счастье. Ещё одна полезная мысль:
то что является ресурсом в одном месте, в другом может сильно мешать.
Злость может быть полезна в спорте (спортивная злость), но мешать при общении с близкими людьми. Бодрость полезна утром, но мешает, когда вы ложитесь спать.
Как говорил одни химик: «Грязь — это нужное вещество в ненужном месте».
Упражнение «Что может быть ресурсом»
Возьмите лист бумаги, разделите его на две части. В левой запишите всё, что может быть внутренним ресурсом, а в правой – всё что может быть внешним ресурсом. Желательно, чтобы в каждом столбике было не менее семи пунктов.
Внешние ресурсы
- информация;
- деньги;
- отношения;
Упражнение «Подходящий контекст».
Возьмите какой-то конкретный ресурс — состояние спокойствия, внимательность, умение общаться — и определите, в каких контекстах это может быть ресурсом, а в каких – наоборот. Например:состояние спокойствия ресурс: при беседе с налоговым инспектором; не ресурс: в роли болельщика на футбольном матче.
Упражнение «Поиск ресурса»
Выберите то, что вы хотите изменить (актуальное состояние) и напишите список конкретных ресурсов, которые могут пригодиться для изменения (достижения желаемого состояния).
Если нужны внешние ресурсы – тогда напишите внутренние ресурсы, при помощи которых вы можете получить эти внешние ресурсы.
- уверенность;
- усидчивость;
- одобрение окружающих — умение общаться;
- убеждение, что «я могу справиться со сложной ситуацией»;
- права на вождение машины — настойчивость;
- юмор;
- …
Повторите это ещё для трёх актуальных состояний.
НЛП – что это за методика
Как уже было отмечено, отношение к НЛП противоречивое: наряду с восторженными отзывами немало и скептических, а некоторые психологи вообще считают нейролингвистическое программирование чуть ли не шарлатанством, а не связанные с психологией обыватели часто отождествляют техники НЛП с фокусами экстрасенсов или зомбированием (ну, раз это программирование).
Однако НЛП признано официально как направление практической психологии, а скептицизм зачастую связан со спецификой приемов и техник, которые используют силу слова.
В чем суть методики НЛП
Нейролингвистическое программирование основано на следующих объективных законах человеческой психики и особенностях поведения людей:
- Человеческое сознание – это продукт взаимодействия индивида со средой, когда внешние воздействия преобразуются, трансформируются в психические процессы.
- Важную роль в формировании стереотипов сознания и основанных на них моделей поведения играет язык, точнее, речевые или лингвистические формулы.
- Анализируя свой опыт и опыт других людей, добившихся успеха, человек с помощью речевых формул способен программировать свое отношение к миру и свое поведение.
- Для успешного управления жизнью и поведением необходимы специально разработанные стратегии и лингвистические модели. Разработка их – задача практикующего психолога – специалиста НЛП.
Как вы уже, думаю, поняли, ничего сверхъестественного или паранормального в нейролингвистическом программировании нет. Сила человеческого слова и самоубеждения давно известны, так же как и один из основополагающих принципов НЛП: «Если не можешь изменить ситуацию, то измени отношение к ней». Однако кажущаяся простота практик нейролингвистического программирования приводит к тому, что им начинают заниматься плохо подготовленные люди, не знающие базовых основ психологии. Попытки этих горе-специалистов изобрести собственные методики, которые не приносят желаемого результата – одна из причин скептического отношения к НЛП.
Аудиалы, визуалы и кинестетики: три подхода к воздействию в НЛП
Люди по-разному воспринимают и обрабатывают информацию в зависимости от того, какой канал восприятия у них доминирует: зрительный, кинестетический или слуховой. Да и характер этой информации разный. Доминирование одного канала или репрезентативной системы приводит к «фильтрованию» данных органов чувств, то есть то, что слышат одни, могут не видеть и не чувствовать другие
Поэтому важное условие эффективности практик НЛП – ориентация на доминирующий канал восприятия и, соответственно, на психологические особенности кинестетиков, визуалов и аудиалов
Это же стоит учитывать людям, которые хотели бы использовать приемы нейролингвистического программирования для управления собственной жизнью. Определить, какая репрезентативная система доминирует у человека, можно по особенностям его поведения и речи.
Визуалы ориентированы на зрительные образы, для них имеет большое значение форма, размер и цвет предметов. Для этих людей важна упорядоченность вещей, гармония окружающего пространства, поэтому их раздражают, например, не на месте валяющаяся одежда, книга, не стоящая на полке в шкафу, а лежащая на диване, а асимметричность логотипа фирмы может заставить их отказаться от покупки. Реальность они описывают в визуальных терминах, в их речи присутствует много слов, связанных со зрением: «посмотрите», «видите». Они «смутно понимают», «ясно представляют», «видят перспективы», а достижения у них «зримые».
Кинестетики – люди, живущие ощущениями тела
Для них важно тактильное восприятие, чувство движения, скорость автомобиля или комфорт мягкого дивана. Они придают значение не цвету, а удобству вещей
Поэтому ничто их не раздражает сильнее, чем тугой воротничок или крошки печенья в постели. Надежность делового партнера они оценивают по пожатию руки или по запаху парфюма. Так как мышление кинестетиков ориентировано на телесные ощущения, то и в речи у них много соответствующих слов и вербальных формул: «почувствуйте», «такое ощущение, что…», «мягкий», «грубый», «трогательный», «твердый взгляд», «жесткое решение», «неудобное положение».
Аудиалы воспринимают мир как сочетание звуков. Они и информацию лучше запоминают на слух. Для них важен тембр голоса собеседника, они предпочитают общение с деловыми партнерами по мобильному телефону или по скайпу. В речи аудиалы часто употребляют слова и фразы, связанные со слуховым восприятием: «послушайте», «это как-то не звучит», «шумный», «тихий», «звонкий»; они ждут «объяснения», которое часто им «ни о чем не говорит», а сами «берут слово».
Техника «взмах»
Одна из техник НЛП гипноза получила название «взмах». Позволяет за короткий срок сменить восприятие и деструктивный тип мышления на конструктивный. В результате работы с техникой, индивид получает возможность сменить восприятие собственного образа. Применяется в самых разных сферах жизни. Позволяет эффективно устранить вредные привычки, скорректировать проблемное поведение у подростков.
Техника состоит в освоении умений управления собственным сознанием. Изначально определяется контекстная ситуация – момент, который нужно изменить. Далее определяются факторы запуска, т. е. реакции, вызывающие рвение реагировать стандартным способом. Этот этап считается самым важным, т. к. часто может проявляться неосознанно.
Затем создайте образ в подсознании, которого хотели бы достичь. На следующем этапе сделайте взмах – смените привычную модель восприятия на созданный положительный образ. Эффективность методики состоит в быстрой смене негативной картинки на положительную. Как только пройдете этап взмаха, проверьте приспособленность образа к реальности, его работоспособность и подстройку к будущему.
Рождение нейролингвистического программирования (НЛП)
Группы Мета Модели (Meta ModelGroups)
В начале 1974 года Бендлер и Гриндер начали реализацию проекта Мета Модель, который стал основой для нейролннгвистического программирования. В рамках группы, встречи которой происходили в расположенном на Миссион Стрит в Санта Круз доме, где проживали студенты, они начали работу над методами получения информации.
Лесли Камерон, 1980-е
В этот период выделился стержень постоянных участников Почти все они стали впоследствии известными деятелями НЛП, в создании которого они активно участвовали. Вначале группа занималась методами консультации для пар, гештальт-терапией и «семейными скульптурами», еще одной методикой совершенствуемой Вирджинией Сатир в рамках семейной терапии.
Тодд Эпштейн, Джудит Делозье, Роберт Дилтс. 1980-е
В этот период в группе наступило интересное развитие межчеловеческих отношений. Участники все более открывались, чаще говоря о личных вопросах. Эффектом этого стали сильные эмоциональные связи между членами группы. Кроме прочих в нее входили: Лесли Камерон, в будущем жена Ричарда Бендлера, Джудит Делозье, которая выйдет замуж за Джона Гриндера, Франк Пьюселик, Байрон Льюис, Девид Гордон, Стив Гиллиген, Мерибет Андерсон, Джим Айхер, Поль Картер, Терренс МакКлендон и Роберт Дилтс. Терренс МакКлендон определил эту пору как рождение нейролингвистического программирования.
Основой исследований в группах Мета Модели было допущение о том, что исключая методы ориентированные исключительно на тело, вербальная коммуникация между терапевтом и клиентом является центральным пунктом каждой терапевтической работы. Было принято, что в вербальной коммуникации Перлза и Сатир можно выделить специфические языковые образцы, указывающие на проблемные процессы и вызывающие изменения. Первое определение этих языковых паттернов и проверку их воздействия дало лингвистическое знание Джона Гриндера.
Результаты исследований были опубликованы в 1975 году в издательстве Sciens & Behavior Books в первом томе The Structureof Magic (Структура Магии). На базе общей семантики Альфреда Ко-жибского и генеративно-трансформационной грамматики Ноэма Хомского, Бендлеру и Гриндеру действительно удалось выработать основы для модели, которая давала возможность целенаправленно собирать информацию о представляемом человеком мире (модель мира). Успехом также увенчалась попытка моделировать и точно описать структуру существенных языковых способностей Перлза и Сатир в области успешной коммуникации между терапевтом и клиентом. Терапевтическая подготовка Ричарда Бендлера и языковые знания Джона Гриндера дополняли себя так успешно, что плодом этого сотрудничества стала одна из наиболее выдающихся работ о человеческой коммуникации.
Грегори Бейтсон
Во время работы над Мета Моделью, Бендлер и Гриндер вели оживленный диалог с Вирджинией Сатир и Грегори Бейтсоном. Бендлер в это время переехал в местность под названием Акорн Холлоу. Спитцеры также владели там землей, на которой возникло особенно талантливое общество терапевтов и художников. На этой земле также располагался издательский дом. Грегори Бейтсон с женой жили там тогда со своей дочкой Норой. Они переехали сюда поскольку Луизу Бейтсон интересовали альтернативные формы родов. Вирджиния Сатир знала Бейтсонов еще со времен MRI и дружила с ними. Она даже подумывала переехать в Акорн Холлоу. Из-за весьма близких отношений с Норой Бейтсон она охотно там пребывала в свободное время. Позже здесь поселился и Джон Гриндер.
Аркон Холлоу, таким образом, был в то время интелектуальным центром. Царившее там состояние возбуждения отражали вступления, написанные Грегори Бейтсоном и Вирджинией Сатир к первому тому Структуры Магии. Сатир писала:
«Эта книга является результатом сотрудничества двух восхитительных, способных молодых людей, которые хотят изучить, каким образом происходят изменения, и желают задокументировать этот процесс. Кажется, им удалось описать элементы, которые можно предвидеть, вызывающие изменения во время коммуникации между двумя людьми. Познание этих элементов дает возможность сознательного их использования, таким образом мы получили полезные методики проведения изменений Я бы не могла написать это вступление, не выразив моего удивления, восхищения и впечатлений. Долгие годы я была тренером и теоретиком , а также работала в клинике. Это означает, что я видела, как проходят перемены в семьях. У меня есть своя теория о том как их вызвать. Знание об этом процессе теперь значительно расширилось, благодаря Ричарду Бендлеру и Джону Гриндеру, которые могут говорить конкретным, толковым образом о составляющих, открытого и описанного ими явления».
Распространенные техники программирования
Часть методов и техник доступна для овладения после длительной практики, частью пользуются люди в обычной жизни. Они равноценны по эффективности. Психика любого индивида состоит из одинаковых компонентов, этим объясняется высокая продуктивность работы методик.
Намеренное переспрашивание. Вы замечали ситуацию, что иногда собеседник, якобы для лучшего усвоения, дважды переспрашивает, изначально повторяя вас, но потом внося в контекст уже иной смысл? Он хочет контролировать ваши действия. Как избежать данных неприятностей? Вслушивайтесь в услышанное. Заметили подвох? Не отступайте, даже если человек переходит на другую тему или спешит. Переспрашивайте, не бойтесь уточнять.
Перескакивание тем. В этой ситуации манипулятор пытается не зацикливаться на сказанном, а переходить к новой информации. Что это дает? Ранее озвученная информация сразу переходит в подсознательное, потому что сознание не успело ее проанализировать. Как действовать? Представьте, что вы растерянный школьник, который постоянно расспрашивает учителя в попытках понять его
Тогда вы возьмете главенство в разговоре, обезоруживая собеседника.
Лживое невнимание. Собеседник постоянно отвлекается, выражает некое равнодушие? Вы высказываете все больше лишнего
Не замечая этого, вы даете манипулятору шанс узнать скрытую информацию. В таком случае внимательно следите за сказанным и не ослабляйте личный волевой контроль.
Выдуманная слабость. Замечали ли вы, что при общении с беззащитным человеком хочется быть мягким и терпеливым, из-за вызванного к нему чувства жалости? Это еще одна уловка коварного манипулятора с выдуманной слабостью. Вам нужно быть бдительным и пытаться контролировать происходящее.
Ложная влюбленность. На такую манипуляцию обычно попадаются девушки. Заполучив сердце своей притягательной энергетикой, молодой человек получает и контроль над сознанием девушки. Тогда весь ход событий зависит от него
Важно помнить о ясности разума и здравом рассудке.
Неконтролируемый гнев. Манипулятор внезапно показывает некую необоснованную ярость
Тогда человек, на которого направлен этот яростный напор, подсознательно готов пойти на любые уступки. Чтобы этого избежать, покажите безразличие к собеседнику или инсценируйте гневное положение.
Неожиданная тайна. Манипулятор после короткого диалога вдруг начинает говорить о серьезном и откровенном деле. Дает понять собеседнику, что он доверяет, чтобы вызвать у него реакцию. Это происходит в результате ослабления барьера психики, понижения бдительности объекта манипуляции.
Ирония. Собеседник пытается «вывести вас из себя» с помощью насмешливого тона. Он специально ставит под сомнение сказанные вами слова, хочет добиться состояния гнева, в котором снижается критичность мышления, человек способен несознательно проговорить ранее скрытую информацию. Хорошей защитой будет инертность к манипулятору. Это введет его в заблуждение.
Внезапный контраргумент. Цель манипулятора — управлять, а потом заставить чувствовать вину перед ним. Он составляет предполагаемую логическую цепочку событий на основе ваших раннее сказанных слов, но обустроенных с выгодой для него. Человек давит на внутренне слабых, самокритичных людей, понижая барьер их защитной психики словами манипуляции.
Обвинение в теории. Манипулятор доказывает позицию, будто ваши выражения — пустые реплики, не имеющие целесообразного применения на практике. Он пытается унизить оппонента, этим заставляя его доказывать обратное. В л этой ситуации нельзя обращать внимание на немотивированные слова. Главное — ваша вера в силу собственного разума.
Вербальные психотехники
Такого рода упражнения подразумевают использование голоса. Они эффективны как в комплексе, так и по отдельности. Заменяйте приказы, пользуйтесь вежливыми просьбами. Вместо отдачи указа (например, «Принеси мне сумку»), спрашивайте человека о возможности сделать это («Простите, вы бы не могли подать мне сумку?»).
Следующий вариант — обороты: «Осознаете ли вы, что ваше самочувствие улучшается?», «Понимаете ли вы, что этот товар наиболее удобный в применении?», «Вы знаете, что сегодня показывают в кинотеатрах?», «Вы замечаете, как поднимается расположение духа после приема этих витаминов?».
Реплики этого типа становятся ловушками для нашего мозга, они направлены на поиск ощущений и порывов. Пока мы фокусируемся на них, другие фразы автоматически попадают в сознание без критики.
Популярной является речевая стратегия трюизмов — применение банальных высказываний, общепринятых фактов, с которыми невозможно не согласиться.
Три базовых правила НЛП
Прежде, чем перейти к практическим техникам, рассмотрим три правила нейролингвистического программирования, на которых строятся все учебные материалы, курсы, техники и методики изучения. Освоив три правила, вам будет гораздо проще и понятнее в дальнейшем.
Сознание влияет на тело, и наоборот
В этом постулате НЛП схоже с духовными практиками. Вы должны понять, что ваше сознание напрямую влияет на физическое здоровье и благополучие, и наоборот. Приведем простой пример. Допустим, вы едете в тесном общественном транспорте. Вам становится не комфортно, портится настроение. Это простой пример влияния тела на сознание.
Когда вы смотрите хороший фильм, общаетесь с интересными и приятными людьми, танцуете под любимую музыку – у вас улучшается настроение и самочувствие, физическое состояние. Достаточно вспомнить про эффект плацебо: еще в двадцатом веке ученые обнаружили, что фокус-группа больных гриппом, которые получали сахарные пустышки вместо медикаментов, выздоравливали не хуже, чем те, которые получали обычные таблетки. Сила нашей мысли – безгранична. Нужно просто настроиться на правильную волну.
Человек, который освоил НЛП, может воздействовать не только на других, но и способен менять физическое состояние организма и напрямую влиять на свое здоровье.
Объективный мир – субъективен
Сложная формулировка, за которой скрывается очень простой постулат – все мы видим мир по-разному. Стараясь быть максимально объективными, мы все равно накладываем свой субъективный опыт на восприятие той или иной ситуации. В философии это называется взаимоотношением терминов «объективная реальность и субъективная действительность». При этом, объективную реальность можно оценить только извне, и так как мы все живем в этом мире и в социуме, то объективным опытом не владеем.
Главная задача НЛП – научить смотреть на мир через призму субъективного другого человека. Так вы поймете намерения его действий и сможете сделать коммуникацию более эффективной. Стараться быть объективным – бессмысленно, так как это нереально.
За каждым действием скрывается позитивное намерение
Все, что мы делаем, мы делаем с каким-либо положительным намерением. Апологеты НЛП считают, что каждый человек действует из каких-либо позитивных, но эгоистичных побуждений. Даже бескорыстно помогая другим, мы хотим признания или создания репутации «хорошего человека». Мы бегаем для здоровья, а злимся – для того, чтобы удовлетворить свои желания и так далее.
Это совершенно нормально. В рамках НЛП вы должны научиться понимать, какие позитивные намерения лежат в основе поступков окружающих вас людей.
Модерация личной истории
Эта техника эффективна в случаях, когда проблема возникает в связи с событиями прошлого. Модерация личной истории позволяет быстро устранить негативные установки, избавиться от предрассудков, изменить стереотипный тип мышления.
Определите ситуацию и свое состояние. На эти 2 элемента установите якорь. Он нужен, чтобы привести подсознание к началу – истокам проблемы, понять, когда ощущение возникло впервые. После того, как ситуации определены, отпустите якорь и сделайте возврат к первой ситуации. Вам нужно осознать, какие ресурсы были затребованы для решения ситуации. Найдите ресурс и установите якорь на него. Затем снова вернитесь в первую ситуацию и примените ресурс. В качестве якорей используйте звучные фразы.