Гиперактивность и повышенная возбудимость
Содержание:
Советы родителям
Научитесь соблюдать распорядок дня, для ребенка с СДВГ это очень важно, выполняйте все режимные моменты в одно и тоже время.
Создавайте ребенку комфортные условия, где он сможет во благо себе проявлять свою активность. Запишите в спортивные секции, кружки и плаванье
Оберегайте от переутомления, старайтесь, чтобы он высыпался.
Запрещая одно, взамен всегда предлагайте альтернативу. Например, дома нельзя играть с мячом, а на улице можно, предложите вместе поиграть.
Если есть возможность, родители могут посещать поведенческие программы, которые проводятся в центрах. Там их научат правильно взаимодействовать с детьми, поделятся секретами воспитания и развития таких детей. Также такие занятия проводятся и с детьми, как индивидуально, так и в групповой форме.
Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию, картинки с изображением действий.
Дети очень любят поглаживания, делайте друг другу массаж, рисуйте на спине руками.
Слушайте музыку. Давно доказано, что классическая музыка помогает детям сосредоточиться и сконцентрироваться.
В. Бетховен «Концерт для фортепиано с оркестром № 5-6» контролирует все части мозга вашего ребенка одновременно, стимулирует речевые навыки, моторность.
А. Моцарт: «Симфония № 40 соль минор» тренирует мышцы в ухе, звук активизирует моторные и слуховые функции.
Родители в домашнем окружении могут сами корректировать детей при помощи игр, направленных на тренировку одной функции.
Как мне вести себя дома, если у моего ребенка СДВГ?
1. Вырабатывайте позитивное отношение.
Дети и подростки с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», – попробуйте сказать: « Давай я помогу тебе убрать одежду».
Помогите своему ребенку развивать привычку к позитивным мыслям. Например, вместо мысли: «Я не могу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: «Я могу сделать это!»
2. Не скупитесь на похвалу.
Дети расцветают, когда родители их хвалят. Например: «Ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро», или: «Я горжусь тобой».
Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того, чтобы сердиться, когда Ваш ребенок что-то испортил, скажите что-нибудь вроде: «Не переживай, это можно починить».
3. Помогите своему ребенку не волноваться.
Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.
4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.
— Обедайте и ужинайте в одно и то же время.
— Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать.
— Ведите список важных дел.
— Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы собирать школьные принадлежности заранее.
5. Больше общайтесь.
Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок. Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не односложный ответ. Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить. Не отвечайте за него! Слушайте, когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны.
6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда Вашему ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться.
— Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности «выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой.
— Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания.
— Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми.
— При необходимости контролируйте занятия и домашние дела.
— Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться.
7. Правильно реагируйте на плохое поведение.
— Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении.
— Избегайте обобщений (например, вместо: «Ты никогда меня не слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал»).
— Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку.
— Не вступайте в споры с ребенком.
— Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз.
Ясные правила и определенный распорядок дня облегчат принятие ребенком норм поведения.
8. Отдыхайте сами. Иногда Вам тоже нужен отдых и время для себя. Пригласите кого-нибудь посидеть с ребенком или отправьте ребенка к заслуживающему доверия другу.
9. Если Вы чувствуете, что не справляетесь, поговорите с врачом, который даст необходимый совет.
Родителям необходимо помнить, что эффективное лечение СДВГ преполагает тщательное обследование ребенка специалистом, поскольку симптомы СДВГ могут возникать вторично, как результат другого заболевания. В этих случаях лечение исключительно симптоматики СДВГ будет неэффективным.
Материал предоставлен команией Eli Lilly.
Best Therapy for ADHD
Behavioral therapy and psychoeducation are recommended to help those with ADHD better manage emotions and behavior. A therapist can help with things related to executive functioning, such as time management, and work with the person to develop new routines to stay on track. Therapy can also focus on strategies to improve self-regulation and self-monitoring, so the patient is better equipped to handle day-to-day challenges at home, in the classroom, at work, and in social situations.
A cognitive-behavioral approach is effective for working on a specific problematic behavior by helping the person understand why they’re doing it and how to change it. Additionally, social skills groups can be beneficial for children and teens with ADHD who often struggle with their social interactions thanks to impulsivity. Therapy usually occurs one time per week, for 45 minutes at a time.
ADHD Medication
In children ages 6 and over, and adults, medication can be an important part of treatment.
Medications used to treat ADHD are categorized as stimulants and non-stimulants. They work by increasing levels of neurotransmitters in the brain to reduce common symptoms such as inattention and hyperactivity. Keep in mind, medication may not work for everyone, or it may take some time to find the right one.
- Stimulants. These are the most commonly used medications to treat ADHD and work by improving focus and decreasing distractibility. Stimulants increase brain chemicals, including dopamine and norepinephrine, which are critical for transmitting messages between neurons. In kids, 70 to 80% show improvement in symptoms within one-to-two hours of taking the medication. In adults, 70% report noticeable improvement from stimulants within a few hours of using the medication. The two generic stimulants, also known as central nervous system stimulants, widely used to treat ADHD, are methylphenidate (Concerta, Aptensio XR) and dextro-amphetamine (Adderall).
- Non-stimulants. When a stimulant drug is not well tolerated or doesn’t relieve symptoms, non-stimulant drugs may be an option. These treat symptoms of impulsiveness and hyperactivity, emotional regulation, and insomnia. Unlike fast-acting stimulants, they can take up to a week to fully kick in and may require some tweaking to find the right dose. Common non-stimulants include atomoexetine (Straterra), which helps increase norepinephrine to improves focus while tempering impulsiveness and hyperactivity. Known as alpha-agonist medications, Clonidine (Kapvay) and Guanfacine (Intuniv) were originally developed as high blood pressure treatments but have been approved to treat ADHD.They affect receptors in parts of the brain that help with executive functioning by strengthening working memory, improving attention and impulse control, and reducing distraction.
Как проявляется синдром у взрослых
У взрослых людей СДВГ симптомы встречаются нечасто. Многие из них прошли курс терапии в детстве, другие просто приспособились к жизни в современном обществе, а некоторые из них вовсе не догадываются о наличии психического расстройства.
Чаще всего взрослые люди обнаруживают у себя признаки СДВГ в тот момент, когда этот диагноз ставится их детям. Тогда они понимают, что депрессии, беспокойство и отсутствие концентрации внимания связаны именно с этим расстройством.
Для взрослых пациентов наиболее характерными будут такие СДВГ симптомы:
одним из основных симптомов СДВГ является неустойчивость внимания, но у взрослых людей он проявляется не во всех сферах. Больному сложно концентрироваться на выполнении рутинных делах. Он будет забывать вовремя оплачивать счета, принимать лекарственные препараты, производить уборку в доме и т.д. Но если речь зайдет о чем-то новом и необычном, то человек с СДВГ способен к концентрации
Фильмы ужасов, рискованные виды деятельности и склонность к созданию конфликтных ситуаций – все это перенасыщено стимулирующими факторами, заставляющими концентрировать внимание, даже если обычно с этим возникают сложности. Кроме того, люди, имеющие СДВГ симптомы, способны концентрироваться на личных проблемах, особенно в период снижения настроения;
СДВГ симптомы включают в себя рассеянность
Больной человек не способен отключиться от несущественных вещей. Если присутствует раздражающий фактор, то все мысли и разговоры такого человека будут крутиться вокруг него. Маленькому ребенку сложно справиться с этим симптомом, но, взрослея, человек учится жить с этим. Они обрезают все ярлычки на одежде, так как у них повышена тактильная чувствительность. Приобретают вещи точно по размеру, в противном случае они находятся в постоянном дискомфорте. Для того, чтобы уснуть, они используют некий белый шум. Такая звуковая завеса позволяет абстрагироваться от других звуков и заснуть. Многие пациенты, особенно женщины, не могут концентрироваться во время секса, что не позволяет им достигать оргазма;
люди, имеющие симптомы СДВГ, не организованны. Практически всегда их окружает беспорядок, в их комнатах разбросаны вещи, на рабочем столе хаос, в чуланах сложно найти нужную вещь. Кроме того, больные в больших количествах поглощают кофе и курят, потому что кофеин и никотин являются мощнейшими стимуляторами для них;
перечисляя СДВГ симптомы, необходимо упомянуть практически полное отсутствие внутреннего контроля. Люди, страдающие этим расстройством, не задумываются прежде, чем что-то сказать, поэтому у них часто возникают проблемы с окружающими людьми. Они не могут ставить перед собой долгосрочные цели, важные дела оказываются отложенными на последний момент.
Если у взрослого человека будут проявляться описанные выше симптомы СДВГ, то у него возникнут трудности с личной жизнью и трудоустройством. Данное расстройство приводит к появлению хронической забывчивости, постоянным опозданиям, невозможности контролировать вспышки гнева и импульсивности.
Диагностика СДВГ у взрослых более сложная, чем у детей. Врач должен произвести оценку поведения пациента в детстве и во взрослой жизни. Если будут обнаружены одинаковые СДВГ симптомы, то можно говорить о наличии расстройства. В качестве диагностических методов используется беседа с членами семьи и близкими людьми пациента, психологическое тестирование и полное медицинское обследование.
Если вы обнаружили вышеописанные симптомы у себя или своего ребенка, обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Это расстройство является постоянным, его невозможно полностью вылечить, но при своевременной терапии удается заметно снизить выраженность проявлений расстройства и улучшить качество жизни больного человека.
Как отличить СДВГ от избалованности?
Прежде всего, давайте вспомним, что все дети рождаются с уже заложенным матушкой природой темпераментом. И как он будет проявляться, зависит и от развития малыша, и от воспитания родителей.
Темперамент напрямую зависит от нервных процессов, таких как возбуждение и торможение. На данный момент существует четыре типа темперамента – это сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Главное, что родителям стоит знать, — чистых темпераментов не бывает, просто один из них преобладает в большей степени, чем другие.
Если ваш ребенок бывает подвижен, когда вы разговариваете со знакомыми на улице, или он закатывает в магазине, а вы в это время заняты выбором продуктов, то это нормальный, здоровый, активный ребенок.
Своим опытом о воспитании детей с СДВГ делятся родители в следующем видео.
Симптомы
Симптомы СДВГ подразделяются на признаки дефицита внимания, двигательные нарушения, импульсивность, дезорганизацию, нарушения социальных навыков, эмоциональные дефекты, низкую стрессоустойчивость.
Признаки дефицита внимания
у детей |
у взрослых |
невозможность сосредоточиться на чем-либо длительное время |
неспособность длительно выслушивать родственников, друзей, коллег |
переключение с одного занятия на другое |
проблемы при чтении |
будучи школьником, не может сидеть на одном месте |
невыполнение просьб |
потеря вещей |
сложности при планировании действий |
Признаки двигательных нарушений
у детей |
у взрослых |
нарушение мелкой моторики рук |
дискомфорт в одном положении (постельный режим, длительные перелеты, поездки) |
нарушение координации при выполнении сложных движений |
повторяющиеся движения, “барабанные удары” пальцами рук по столу |
Признаки импульсивности
у детей |
у взрослых |
плохое поведение в детском саду или в школе |
совершение необдуманных поступков |
склонность к необдуманному риску |
частая смена работы, беспорядочные половые связи |
Признаки дезорганизации
у детей |
у взрослых |
сложности в следовании правилам, содержании личных вещей в порядке |
хаос в личной жизни, на работе, проблемы в ведении домашних дел, сложности в окончании начатой работы |
Признаки нарушения социальных навыков
у детей |
у взрослых |
оппозиционное проявление в поведении |
асоциальное поведение, склонность к конфликтам |
Признаки эмоциональных дефектов
у детей |
у взрослых |
психическая неустойчивость |
неудовлетворенность от повседневных событий и дел |
сниженная самооценка |
опасные формы поведения (превышение скорости, опасные виды спорта) |
Признаки низкой стрессоустойчивости
у детей |
у взрослых |
эмоциональная реакция на ограничение или запрет |
низкий уровень самоконтроля, импульсивное поведение, отрицательные последствия при общении с окружающими |
СДВГ у взрослых лечение не проводится практически нигде, кроме клиники доктора медицинских наук В.Л. Минутко.
При СДВГ часто наблюдаются:
- панические расстройства;
- депрессии;
- биполярное расстройство;
- трудности при обучении (невозможность провести арифметический счет, письмо, путаница в буквах и цифрах);
- злоупотребление психоактивными препаратами;
- нарушение сна.
Признаки и симптомы, диагностика СДВГ
Гипервозбудимость и нехватка внимания проявляются по-разному. Существует даже специальный классификатор, по которому можно разбить больных на группы:
- в диагнозе превалирует невнимательность;
- в поведении больше импульсивности;
- комбинированный тип.
К последней группе относят больных, у которых сильно выражена симптоматика 2-х первых типов. Чтобы поставить диагноз СДВГ, психология предлагает перечень признаков, по которым определяют каждый тип.
Критерии для диагностирования СДВГ
Тип | Симптоматика |
---|---|
Невнимательность | Ребенок: • не учитывает детали или постоянно делает ошибки; • трудно сосредотачивается на игровой деятельности или при выполнении задания; • не слушает, когда с ним ведут беседу; • не следует указаниям и не в состоянии довести до конца начатое; • отличается неорганизованностью; • не любит, а порой избегает заданий, требующих умственного напряжения; • постоянно отвлекается на сторонние стимулы; • в повседневных ситуациях забывчив и часто теряет игрушки, школьные принадлежности, инструменты |
Гиперактивность | Ребенок: • постоянно ерзает на стуле, в стопах и кистях наблюдается беспокойное движение; • не может оставаться на месте во время урока и часто бродит по классу; • лазает по предметам, бегает там, где это неприемлемо; • находится в постоянном движении; • не в меру болтлив; • не способен тихо заниматься делами или играть |
Импульсивность | Ребенок: • вмешивается в беседы, часто прерывает говорящего; • пристает к другим или мешает им выполнять дела; • с трудом ждет своей очереди; • не задумываясь, отвечает на вопрос, порой не дослушав его до конца |
Так проявляется гиперактивность
Обратите внимание! Если хотя бы часть симптомов присутствует и наблюдается на протяжении полугода, можно говорить о том, что это синдром гиперактивности и отсутствия внимания
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка
Описанную симптоматику у детей до 3-х лет не всегда учитывают. Но стоит ребенку пойти в садик, затем в школу, сразу наблюдаются отличия в поведении. В каждой возрастной группе присутствуют свои особенности нервных нарушений.
СДВГ у детей
Возраст | Особенности |
---|---|
Дошкольный | Проявляется беспокойством, непослушанием, вспышками беспричинной злости или гнева. Ребенок не любит подчиняться правилам игры, не способен сконцентрироваться и завершить начатое. Наблюдается чрезмерная активная моторика. Ребенок не умеет определять опасность и способен резко выбежать на дорогу или залезть на большую высоту. Своим поведением вызывает раздражение у взрослых и детей. Из-за этого отказывается общаться, игнорирует дружбу и ведет себя замкнуто, иногда и агрессивно |
Начальная школа | Синдром проявляется замкнутостью или, наоборот, импульсивными реакциями. Из-за неспособности влиться в трудовой процесс школьник не успевает в учебе, с усилием осваивает задания. Одноклассники не принимают его в свою компанию, насмехаются, иногда проявляют открытую неприязнь. Это делает ребенка еще более замкнутым. На данном фоне закладываются первые «кирпичики» антисоциальных наклонностей и агрессивного поведения |
Старшеклассники | Если своевременно не была проведена коррекция расстройства, СДВГ в подростковом возрасте характеризуется еще большей агрессивностью, отказом подчиняться законам и общепринятым моделям поведения. Больные данной возрастной группы часто становятся зависимыми от наркотиков, алкоголя, никотина. Им свойственны противоправные действия, связанные с опасностью для окружающих и себя лично |
Отсутствие внимания
Диагностировать синдром желательно в раннем возрасте, чтобы успеть сгладить проблему. Когда ребенок достигнет подросткового периода, что-то изменить будет сложно, придется «пожинать плоды упущенных возможностей».
СДВГ у взрослого человека
У взрослых гиперактивность не может развиться на ровном месте. Если она проявилась, значит, в детстве уже наблюдались признаки, но на них либо не обратили внимания, либо не правильно истолковали. Детская болезнь у половины страдающих СДВГ сохраняется до зрелости и проявляется такими симптомами:
- возникают сложности с выполнением поставленных задач;
- управляющие функции нарушены;
- наблюдаются трудности с концентрацией внимания;
- человек тяжело входит в контакт и не способен поддерживать отношения;
- ему присущи перепады настроения и нетерпеливость.
СДВГ у взрослых
Если детям свойственна гиперактивность двигательная, то сдвг у взрослых выражен суетливостью и беспокойством. Они не способны получить образование, освоить большинство трудовых навыков. Поэтому больные попадают в группу риска по безработице. Среди них много нарушителей правопорядка, участников ДТП, наркоманов.
How is ADHD Diagnosed?
While your pediatrician is a good place to start, psychiatrists, psychologists, or neurologists are the most qualified in diagnosing ADHD (there are slightly different criteria for diagnosis based on age — more on this below). ADHD can’t be determined with a lab or blood test; it’s more about the doc knowing what signs to look out for. (If your pediatrician isn’t experienced in diagnosing ADHD — many aren’t — ask for a referral to a practitioner who is.)
During an office visit, an initial evaluation of ADHD may include a standardized questionnaire that surveys behavior across a variety of settings (e.g., home, school, work, etc.). A more thorough neuropsychological evaluation may be necessary when it’s not clear whether ADHD is present, or if the clinician suspects it’s coexisting with another condition like anxiety, depression, learning disability, etc., or is something different altogether.
This type of evaluation uses performance based-testing to measure things like intellect, language processing, visual-spatial skills, memory, sensorimotor functions, attention/executive functioning, socio-emotional development, and — depending on age — academic achievement. Then, these impressions are used to determine if your child shows persistent signs of inattention, disorganization, impulsivity, and hyperactivity and whether they occur in more than one situation, such as at home and in school. Since so many symptoms associated with ADHD are visible, a provider may ask teachers, parents, and others to observe and answer questions about the child being evaluated.
Among the 8 million adults estimated to have ADHD, the number is rising—in part because of increased awareness of the condition and its symptoms.6 Adults with ADHD, however, may not realize they have it. Instead, co-workers, partners, friends, or family might be the first to notice the person is struggling with things like impulsive behavior, restlessness, focusing and shifting attention, or having trouble meeting deadlines.
A supportive spouse who might take over paying bills from the partner with ADHD, and making sure important appointments are scheduled and kept. Adults who have concerns about ADHD may first be screened by their primary care doctor but are often referred to a specialist such as a psychologist, psychiatrist, or neurologist who can confirm and treat the condition. Some are initially screened using the Adult ADHD Self-Report Scale.
Лечение заболевания
Терапия, направленная на облегчение симптомов СДВГ, дает возможность больным принимать участие в деятельности, ранее им недоступной. Комплексное лечение нацелено на коррекцию поведения, повышение самооценки, мотивации, учебной активности.
Курсы включают в себя медикаментозную и поведенческую терапию. При этом учитываются такие моменты:
- дошкольников лучше лечить комбинированными методами;
- ученики хуже воспринимают поведенческую терапию, зато лекарственные препараты дают хороший эффект.
У взрослых лечение сдвг практически не отличается от детского. Но препараты и их дозировка выбираются с учетом сопутствующих факторов, строго в индивидуальном порядке.
Медикаментозное воздействие
Лечение лекарствами основывается на стимулирующих препаратах. Их количество и частоту постоянно регулируют, пока ни достигнут необходимого результата. Это могут быть как инъекционные медикаменты, так и выпускаемые в виде таблеток. Все они обладают пролонгированным действием.
Иногда параллельно назначаются антидепрессанты, либо используются взамен стимуляторы, дающие сильный побочный эффект. В качестве поддерживающей терапии в курс вводится прием витаминных препаратов.
Психотерапия и коррекция поведения
Немедикаментозное лечение направлено на управление поведением. Консультации психолога включают в себя:
- ролевые игры;
- моделирование поведения;
- самоконтроль;
- целеполагание.
Работа специалиста важна и дает хороший эффект в социализации больных СДВГ. Школьные психологи и учителя уделяют таким детям больше внимания, подбирают оптимальный режим занятий и сложность заданий.
Занятия с психологом
Важно практиковать поведенческое управление и на дому. Поэтому родители должны обратиться к профессиональной помощи и учитывать все рекомендации специалистов
СДВГ у взрослых — диагностика
Диагностируют взрослых людей с СДВГ на основе критериев, приведенных в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5), в котором описываются симптомы психических заболеваний.
Основываясь на симптомах, врач решит, какой у пациента из трех типов СДВГ. Три типа СДВГ
- СДВГ комбинированного типа — это наиболее распространенный тип СДВГ. Человек проявляет импульсивное и гиперактивное поведение, легко отвлекается и не может сосредоточиться.
- СДВГ импульсивного / гиперактивного типа — это наименее распространенный тип. Человек проявляет признаки гиперактивности и постоянно двигается. У него нет признаков невнимательности.
- СДВГ с невнимательностью — люди с этим типом СДВГ не проявляют признаков гиперактивности и импульсивности. Вместо этого человек легко отвлекается и ему тяжело сосредоточиться. В основном “невнимательный тип” — это тип, который часто упоминается как СДВ, поскольку термин не содержит слова «гиперактивность».
Чтобы поставить диагноз СДВГ взрослому человеку, у него должно быть более пяти следующих признаков, которые продолжаются в течение 6 месяцев.
Невнимательность
Человек зачастую:
не обращает внимания на детали или допускает ошибки в работе или другой деятельности
имеет трудности с вниманием на задачи и действия
не слушает, когда с ним говорят
не заканчивает работу по дому или обязанности на рабочем месте
иметь трудности с организацией мероприятий и заданий
избегает или неохотно выполняет задачи, требующие умственных усилий в течение длительного периода времени
теряет вещи, необходимые для выполнения задач и деятельности
легко отвлекается
забывчив в повседневной деятельности
Гиперактивная импульсивность
Человек зачастую:
- ерзает ногами или руками или не умеет сидеть спокойно
- встает, когда должен сидеть
- становится беспокойным
- бывает очень активен
- много говорит
- прерывает вопросами
- с трудом дожидается своей очереди
- перебивает других
Прочие критерии
Помимо того, что отмечаются некоторые из вышеперечисленных симптомов, имеются:
- невнимательность или гиперактивно-импульсивные симптомы до 12 лет
- симптомы как дома, так и на работе
- доказательства того, что симптомы мешают повседневной деятельности
- симптомы не должны являться результатом другого состояния психического здоровья, такого как тревога или депрессия