Ребенок не говорит в 3-4 года: что делать

Полезные советы для родителей

Простые рекомендации для узнавания и запоминания новых слов будут действенными как при исправлении дефектов, так и для их профилактики:

  • Чаще читайте вместе. Для начала выбирайте книжки с привлекательными картинками и малым объемом текста. Подойдут простые стишки, потешки и рифмованные сказки.
  • Прочитав страницу, задавайте вопросы, просите показать предметы: «Где тут у нас киска? А что она делает?». Дожидайтесь от малютки реакции, даже если это будет бессвязный набор звуков.

  • Чаще бывайте с малышами в новых местах. Впечатления помогут ему раскрыться и заговорить.
  • Во время прогулки не молчите: объясняйте и показывайте все, что видите вокруг. Для вас очевидно, что дом – это дом, а кот – это кот. Для крохи же эта информация – открытие. Неловкость перед посторонними пройдет в за пару дней – обучение ребенка важнее стеснения.
  • Не предугадывайте любую просьбу маленького чуда. Зачем говорить, если мамуля и так сделает все, что нужно?

Не поддавайтесь на истории знакомых и друзей про «сына подруги, который молчал до школы, а потом золотым медалистом стал». Разумеется, не хочется даже предполагать, что у вашего драгоценного солнышка что-то не в порядке. И все же более разумно преодолевать и корректировать отставание, чем запустить его и столкнуться с более серьезными последствиями в будущем.

Задержка речевого развития

ЗРР у ребенка (расшифровка диагноза) — это заболевание, диагностируемое в раннем возрасте (до 3 лет), связанное с задержкой в овладении разговорной речью. Чаще всего страдают мальчики. Диагноз ЗРР проявляется количественно (недостаток запаса слов) и качественно (не умеет связно излагать свои мысли). Отрицательно сказывается на психическом развитии, поэтому диагнозы ЗРР и ЗПР часто сопутствуют друг другу.

Признаки ЗРР

Предварительное определение задержки речевого развития возможно по следующим признакам:

  • на раннем периоде лепета или гуления наблюдается однотипность произносимых звуков, их недостаточность или полное отсутствие;
  • отсутствует реакция на внешние звуки;
  • неспособность к двум годам произносить полностью слова;
  • в три года малыш не может составить простую фразу, предложение;
  • полное отсутствие речи к трем годам;
  • для выражения своих чувств и желаний предпочитает использовать мимику и жесты, но не звуки.

Наличие хотя бы одного признака требует тщательного обследования у врачей.

Причины ЗРР

После того, как диагноз невролога ЗРР у ребенка подтверждается, необходимо полное обследование, чтобы выяснить причины отклонений. Именно характер первопричин определяет дальнейшее лечение. К сожалению, в 30% случаев, выяснить, что же привело к нарушению, не удается.

По Хватцеву М.Е. все существующие причины ЗРР можно объединить в 4 группы:

Органические
  • наследственные патологии,
  • патологии, осложнения в пренатальный период,
  • осложнения при родах
Функциональные
  • патологии НС,
  • соматические заболевания,
  • последствия перенесенных болезней в первые годы жизни
Психоневрологические
  • нарушения в работе сенсорной системы,
  • особенность психики,
  • неравномерное формирование отделов речевой системы
Социально-психологические
  • специфика внутрисемейного воспитания,
  • перенесенная психологическая или эмоциональная травма, сильный стресс,
  • сиротство

Огромное значение для формирования речи имеет семья. Недостаток общения, внимания, гиперопека — все это может привести к ЗРР.

Как показали исследования, негативно влияет также избыток внешней информации. Ребенок, привыкший к шумной обстановке (постоянно включенный телевизор, музыка), начинает воспринимать внешние звуки как «белый шум».

Но наиболее часто ЗРР возникает по биологическим (органическим) причинам. Это могут быть: минимальная мозговая дисфункция, перенесенные менингиты и энцефалиты, различные травмы и инфекции.

Минимальная мозговая дисфункция с ЗРР

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) с ЗРР — диагноз невролога, который означает патологию ЦНС, приводящую к нарушению речи и эмоциональной сферы. Дети с диагнозом ММД с ЗРР обладают повышенной возбудимостью, активностью, им трудно усидеть на одном месте. Однако, нарушения в работе подкорковых структур мозга при этом диагнозе минимальны и хорошо поддаются лечению.

Терапия при диагнозе ММД с ЗРР включает в себя:

  • прием медикаментов (к сожалению, без них терапия не даст положительного результата);
  • методики с применением нейроакустики (технология, разработанная А.Томатисом);
  • занятия с логопедом и психологом;
  • контроль режима дня и уровня физической нагрузки.

Энцефалопатия с ЗРР

Задержка речевого развития может быть следствием поражения клеток мозга (энцефалопатии). С диагнозом и последствиями энцефалопатии с задержкой речевого развития сталкиваются многие родители. На сегодняшний день это наиболее частый диагноз у годовалых детей, которые попадают на прием к неврологу. Энцефалопатия может возникнуть как в период внутриутробного развития (перинатальная или ПЭП), так и позже, как следствие травмы, отравления, инфекции. Диагноз ПЭП с ЗРР чаще всего ставится на первом году жизни ребенка.

Резидуальная энцефалопатия развивается вторично, как следствие другого заболевания или ПЭП. При диагнозе РЭП с ЗРР необходим комплексный подход в лечении: коррекционные занятия у логопеда, прием лекарственных препаратов, массажи, лечебная физкультура, рефлексотерапия.

Прогноз ЗРР

В случае если диагноз поставлен не вовремя, последствия могут быть очень серьезными:

  • отставание в общем развитии, которое будет усугубляться с возрастом;
  • проблемы с учебой;
  • сложности в социализации;
  • формирование комплексов, заниженной самооценки, проблемы с самореализацией.

Но при своевременном определении ЗРР и комплексном лечении уже 6-7 годам ребенок догоняет своих сверстников (при условии, что устранены первопричины и правильно выстроена терапия). В данном случае, усилия врачей без поддержки родителей не дадут результата

Очень важно, чтобы дома соблюдались все требования и рекомендации специалистов

Диагностика задержки речевого развития

Если родители обнаружили у ребенка хотя бы одно из вышеперечисленных проявлений ЗРР, его нужно показать специалистам. Чем раньше будет выявлена проблема, тем больше шансов ее исправить.

В первую очередь, стоит обратиться к педиатру. Он проведет осмотр и может дать направление к другому специалисту: неврологу, психологу, психиатру и оториноларингологу. Обязательно рекомендуют пойти к логопеду.

Диагностические меры состоят из следующих:

  • неврологический осмотр с проведением обследования головного мозга (ЭЭГ, ЭхоЭГ, сканирование головных артерий);
  • оториноларингологический осмотр для выявления глухоты и хронического отита, проверки аденоидов;
  • логопедическое обследование: изучение речевого аппарата и особенностей коммуникации, наличие слуховых и зрительных реакций.

Логопеду важно провести полное обследование с учетом заключений других специалистов, сопоставить полученные данные с предыдущими, если ребенок раньше уже посещал логопеда. Малышей до года обследуют в естественной и искусственно созданной среде

Анализируются доречевые реакции, голосовые проявления малыша

Малышей до года обследуют в естественной и искусственно созданной среде. Анализируются доречевые реакции, голосовые проявления малыша.

В более позднем возрасте важно проверить соответствие текущему уровню речевого развития и показателям нормы: словарный запас, речевое поведение ребенка, умение оперировать фразами и составлять предложения. Выявляется, в какой момент ребенок произносит те или иные слова

Психологи и логопеды для диагностики используют собственные методики, например, Денверский тест психомоторного развития, шкалы Гриффитс и Бейли, шкалу раннего речевого развития. Главная задача специалистов этих профилей — отделить ЗРР от аутизма, олигофрении и прочих психических задержек.

Признаки задержки речевого развития

Чем раньше будет выявлено отклонение, тем легче его будет купировать. Можно выделить следующие признаки отклонения в речевом развитии ребенка:

До года:

  • Отсутствие эмоциональной реакции при обращении к ребенку 3-4 месяцев (малыш не поворачивает голову на звук, не реагирует на мамину речь).
  • Отсутствие лепета в возрасте 8-9 месяцев.

От года до двух:

  • В речи ребенка нет простых слов (например, «дай», «мама», «папа», «баба»).
  • Малыш не понимает обращенную к нему просьбу, не может показать знакомые предметы.
  • У ребенка есть проблемы с жеванием. Он давится даже небольшими кусочками.
  • К двум годам ребенок не пытается освоить новые слова.

От 2 до 3 лет:

  • Ребенок использует менее 20 слов.
  • Не может найти и принести знакомый предмет, если он находится вне поля его зрения.
  • Не пытается составлять фразы, состоящие хотя бы из 2 слов.

В 3 года:

  • Речь ребенка мало понятна окружающим.
  • Малыш не используют простых предложений.
  • В речи отсутствует местоимения и наречия, кроха не склоняет слова.
  • Малыш говорит быстро, проглатывая окончания.
  • А ребенок не понимает и не может составить предложения, относящиеся к прошлому и будущему.

4-5 лет:

  • Малыш знает ограниченное число слов, с трудом запоминает новые слова.
  • В речи отсутствуют союзы.
  • Остаются трудности с произнесением шипящих звуков.

После 5 лет:

  • Крохе не даются звуки «р» и «л».
  • Речь эмоционально не окрашена.
  • Малыш не использует все части речи.
  • Продолжает использовать только простые предложения.
  • Не может составить рассказ по картинке, сделать понятный пересказ текста.

Если наблюдается хотя бы одна из перечисленных проблем, стоит обратиться к специалисту.

Недопустимо также чтобы малыш повторял слова зеркально или говорил готовыми фразами из мультиков. Подобное поведение не свидетельствует об интенсивном развитии речи, а говорит о психическом отклонении.

Лечение ЗПРР

Терапия психоречевых нарушений проводится комплексно, поэтому в реабилитации участвуют:

  • невролог (назначает медикаментозное лечение, направленное на устранение органических поражений);
  • логопед (проводит коррекцию произношения и темпа речи. Вызывает речь, если речь отсутствует);
  • детский психолог (работает с психологическими причинами задержки речи, способствует адаптации к социуму);
  • дефектолог (занятия направлены на развитие памяти, внимания, мышления).

Чем раньше диагностируется задержка психоречевого развития и начинается ее лечение, тем лучше. С каждым годом вследствие ЗПРР добавляются задержки когнитивных и мыслительных функций, из-за чего коррекция длится намного дольше.

Первые признаки задержки развития появляются еще до года, а соответственно, компенсаторную терапию можно начинать проводить с такими малышами, чтобы не усугублять степень отставания от норм. Занятия с логопедами и дефектологами рекомендованы с 2 лет, когда специалисты помогут развить понимание обращенной речи и собственную речь. Можно начинать заниматься с ребенком и раньше, нужно консультироваться со специалистами.

Медикаментозное лечение со стороны невролога и психиатра направлено на устранение основной патологии и начинается сразу же после диагностики и вынесения окончательного заключения. Для этого врач предварительно должен провести необходимые аппаратные обследования: ЭЭГ, допплерография, вызванные потенциалы, нейросонография.

Консультация у детского нейропсихолога необходима, чтобы выявить, какие отделы мозга не формируются в достаточном объеме относительно возраста. Нейропсихолог дает свои рекомендации по составлению программы занятий с логопедом и дефектологом в зависимости от нейропсихологической структуры дефекта.

Психолог консультирует семью по вопросам воспитания и адаптации ребенка в детском коллективе. Именно в психологической части реабилитации необходимо активное участие родителей, которым выдаются все необходимые рекомендации по коррекции общей обстановки, системы общения и других индивидуальных моментов.

Часто у ребенка вторично развиваются психологические проблемы – отношения с родителями и другими близкими, сверстниками, сложности с адаптацией и поведением. В этом случае также необходимо заниматься с психологом.

Поскольку ЗПРР часто сопровождается соматическими нарушениями, то как часть дополнительной реабилитации показаны различные занятия по развитию физических навыков. Отлично зарекомендовали себя анимало-терапия, адаптивные танцы, АФК/ЛФК, плавание и массаж.

В центре Ember используется комплексный подход в коррекции синдрома ЗПРР. На психолого-педагогическом консилиуме, в котором принимают участие логопед, дефектолог и нейропсихолог, специалисты оценивают уровень развития ребенка, его навыки. С учетом особенностей развития конкретного ребенка составляется коррекционный маршрут.

Лечение

Лечение ЗПРР – сложный процесс, требующий комплексного подхода. Однако, при слаженных действиях врачебного персонала и родителей возможно полное исправление нарушений. Рассмотрим существующие подходы более детально.

Медикаменты

Одной из важнейших составляющих борьбы с ЗПРР у детей является медикаментозное лечение. Не отказывайтесь от назначенных врачами лекарственных средств, но и не пытайтесь экспериментировать с ними самостоятельно.

Могут быть назначены:

  • Магне B6 или другие магнийсодержащие лекарства
  • Когитум
  • Мексидол
  • Винпоцетин
  • Церебролизин
  • Глицин
  • Фенибут

Данный перечень не является полным. Возможно применение средств с аналогичными действующими веществами или схожим воздействием. Выбор зависит от персональных показаний вашего малыша.

Коррекция

Коррекционная работа производится как дома с мамой, так и с профессионалами. Выбор доктора зависит от возраста.

  • Двухлетки занимаются c дефектологом. Основная цель – не запустить отставание в мыслительной деятельности, встав на один уровень владения основными навыками со сверстниками.
  • В четыре года наступает пора работы c логопедом. Чтобы сформировать верное произношение, проводится артикуляционная гимнастика и укрепляющий массаж лицевой зоны.
  • Занятия с психологом станут подспорьем в тех случаях, когда этиология заболевания связана с эмоциональными потрясениями. Травмированная психика и зажатость мешают спокойному выражению своих переживаний, в этом случае способен помочь только квалифицированный психолог.

В домашних условиях

Занятия на развитие мелкой моторики:

Пальчиковые игры:

Квиллинг

Лепка из пластилина:

Игры с вырезанием и одеванием бумажных кукол

На улучшение памяти и внимательности:

  • Чтение
  • Игра в города, предметы
  • Поиск отличий
  • Квесты с поиском клада
  • Заучивание и повторение скороговорок – также поможет улучшению артикуляции.

Прочие методы

  • Остеопатия
  • Иглорефлексотерапия
  • Электрорефлексотерапия
  • Магнитотерапия
  • Иппотерапия
  • Дельфинотеапия

Остеопатия и иглорефлексотерапия воздействуют на определенные точки на теле человека, оказывая вспомогательный эффект: расслабляя и поддерживая работу нервной системы.

Электрорефлексотерапия и магнитотерапия точечно воздействуют на поврежденные отделы головного мозга, активизируя их.

Иппотерапия и дельфинотерапия делают кроху более открытым, заряжают позитивными эмоциями, которыми он наверняка захочет поделиться с окружающими.

ЗПРР и приучение к горшку

Одной из сопутствующих проблем задержки психоречевого развития у ребенка – отказ от присаживаний на горшок. Дети будто бы не могут на нем усидеть – кричат, вырываются, уползают. Порой мамочки и папочки отчаиваются, решая – ЗПРР и горшок несовместимы. Но есть перечень советов, которые помогут приучить маленького упрямца делать свои дела на горшочек:

  • Откажитесь от подгузников. Мокрые трусики отлично мотивируют непоседу проситься в туалет.
    Не бегите моментально стаскивать влажное белье. В детской голове должно закрепиться правило: сходил в туалет куда надо – после было тепло и сухо. Решил повредничать – стало неприятно.
  • Заразительный пример. Более умелые в туалетных делах сверстники, персонажи мультиков – все средства хороши. Посадите на горшочек любимую игрушку – уж если любимый медвежонок делает пи-пи в это странное местечко, кроха точно последует его примеру.
  • Не ругайте за «аварию». Покажите, что вы расстроены, объясняйте, что ходить с мокрыми штанишками –  не здорово.
  • Если в какой-то момент все получилось  – не скупитесь на похвалу.
  • Если дело не сдвигается с мертвой точки – не стоит страдать и превозмогать. Возможно, через неделю-другую появится положительная динамика.

Главное в коррекционных процедурах – регулярность и добровольность.

Основные проблемы развития речи у детей

Специалисты выделяют несколько основных направлений возникновения отклонений. Среди них особое место занимают следующие варианты:

  1. Нарушения работы органов. Считается одной из самых распространенных причин. Речь формируется при помощи сложной системы органов. При нарушении функционирования хотя бы одного из них происходит защитная реакция в виде заикания. Остеопатия для развития речи старается скоординировать правильно развитие речевого аппарата.
  2. Психоэмоциональная проблема. В результате какого-то психологического или эмоционального потрясения срабатывает защитный механизм. Этот блок мешает нормальному развитию малыша.
  3. Плохая привычка. В детстве многие проглатывают окончания слов. Из-за этого родители поднимают панику. Ребенок боится сказать что-то неправильно, в результате чего появляется заикание.
  4. Нарушения обратной связи. При нарушениях слуха наблюдаются и речевые отклонения. Человек не может отследить, что говорит, из-за чего появляются запинки во время разговора.

Каждая из перечисленных проблем решается. Остеопатия и речь ребенка тесно связаны. Специалист путем применения мягких методик позволяет запустить естественные процессы восстановления организма. В результате усердных тренировок и процедур достигается желаемый результат.

Признаки задержки речевого развития ребенка

Изначально все новорожденные не умеют разговаривать. В это время взаимодействие с окружающими осуществляется с помощью различных тонов плача. И только спустя некоторое время у ребенка начинается становление и развитие речи, которое проходит несколько стадий. Все они обладают огромным значением. При незавершенности одного этапа ребенок не сможет перейти на следующий. Поэтому родители должны вовремя заметить трудности.

При нормальном развитии малыш в 2-5 месяцев уже гулит. С 3 до 5 — пытается выговорить различные слоги, переходя постепенно в период несвязанной речи. С 11 месяцев ребенок пытается произносить свои первые слова. В 2-3 года он начинает строить первые примитивные предложения. Уже с трех лет он должен уметь выстраивать реплики, создавая маленькие тексты, заучивать и пересказывать короткие стихи.

О задержке речевого развития, как правило, свидетельствуют следующие симптомы:

  • в возрасте 4 месяцев и более малыш не откликается на слова, которые ему произносят, не улыбается родителям;
  • у ребенка в 9 месяцев и более нет лепета;
  • ребенок в 1,5 года не может сказать простейшие слова, не знает, как его зовут, названий предметов, которые его окружают, не понимает элементарных команд (таких, как «иди ко мне» или «возьми»);
  • в 2,5 года ребенок знает немного слов, он плохо запоминает наименования предметов, не создает даже простейшие реплики из 2 слов;
  • в трехлетнем возрасте ребенок разговаривает так, что его плохо понимают даже родители. Он не составляет самостоятельно предложение даже из 3 слов, а только повторяет слова, которые слышит от взрослых или из телевизора. Такие дети не соображают, что им говорят, они произносят слова медленно или — наоборот — чересчур быстро, «проглатывают» окончания слов. Они плохо пережевывают пищу, могут подавиться даже мелкими кусочками, у них постоянно открыт рот.

Каждый родитель должен обращать внимание на эти признаки, а при их возникновении сразу обращаться к логопеду. Однако нужно знать, что нормы развития речи могут сильно варьироваться

Не рекомендуется сравнивать своего ребенка с остальным детьми. Становление речи — это индивидуальный процесс

Важно учитывать также то, что девочки начинают разговаривать несколько раньше мальчиков. Хотя задержки речи у последних встречаются гораздо реже

Если ребенок в трехлетнем возрасте понимает, что ему говорят родители и выполняет все их просьбы, если у него не наблюдаются психические расстройства, то беспокоиться не нужно. Если у него имеются только проблемы с речью, то это может быть проявлением особой готовности к формированию речи. Обязательно нужно посетить врача, если ребенок абсолютно не может разговаривать после трех лет или если его речь невнятная.

Проявления

ЗПРР у детей имеет разнообразные симптомы. Часто родители списывают их на особенности характера, даже не предполагая, что карапузу требуется лечение. Наличие следующей симптоматики является поводом для подозрений:

  1. Избыточное слюноотделение, не вызванное прорезыванием зубов.
  2. Повышенная возбудимость.
  3. Заторможенная мыслительная деятельность.
  4. Плохая память.
  5. Замкнутость, избегание общения.

И самый верный показатель – отставание от норм формирования речи. . Стандартный график такой:

  • С 2-6 месяцев – гуление, или первые звуки.
  • С 4-9 месяцев – лепетание: повторяются парные звукосочетания. Важна также реакция на появление знакомых лиц – младенец оживится, заулыбается и залепечет.
  • 1 год – простые слова из ранее освоенных слогов («мама», «дядя»). Ребенок также должен отзываться на свое имя и привычные ласковые прозвища.
  • 2 года – предложения из пар слов («мама на», «деда дай»). Сформировано умение повторять фразы за другими людьми.
  • 3 года – активный словарный запас составляет 750 слов.

При опоздании в пределах недели паниковать рано, если наступление очередного этапа в жизни маленького солнышка задерживается намного существеннее – обратите на это внимание своего педиатра. Встречаются также другие проявления:

Встречаются также другие проявления:

  • Постоянство в привычках – малейшая смена режима, знакомого меню, обстановки вызывает истерики и крики.
  • Нежелание взаимодействовать со сверстниками и родителями.
  • Агрессия или аутоагрессия – щипки, покусывание, удары, направленные на окружающих или самого себя.

Данный список особенностей напрямую связан с проявлением аутичных черт. Что это на самом деле – РАС в чистом виде, или в сочетании с ЗПРР, зависит от того, нарушена ли способность говорить. Точная постановка диагноза в таком случае требует дополнительного обследования.

Диагностика

Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.

  1. Медицинский блок. Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.
  2. Логопедическое обследование. Включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п.
  3. Психологическая диагностика. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.

Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.

Протекание беременности и задержка речи у ребенка

При ЗРР в анамнезе часто встречаются тяжелые роды или ненормальное положение ребенка во время родов, что связано с микроскопическими кровоизлияниями в мозг. Позднее развитие речи наблюдается также у недоношенных детей.

На протекание беременности огромное влияние оказывают также и заболевания почек, сердечно-сосудистой, эндокринологической и других систем материнского организма.

Впрочем, что говорить об этом. Понятно, что здоровая мама — это идеал, но вспомните наш образ жизни, экологию, состояние здоровья наших родителей (которое в силу технического прогресса имеет тенденцию только ухудшаться), наше питание, график работы (зачастую перегруженный даже для небеременной женщины)… В общем, причины ухудшения репродуктивного здоровья ясны. Кстати, часто слышу от старшего поколения, что вот раньше и дети рождались здоровые, и мамы были здоровые. Честно, так и хочется спросить: а что же вы передали своим потомкам? С начала ХХ века молодые женщины пережили войну, революцию, разруху. Их детям досталась коллективизация, потом Великая Отечественная война, и вновь разруха, голод. Что могли получить наши мамы в итоге? А если учесть загрязнение окружающей среды, повальное удобрение полей пестицидами, смог над городами… В общем, наше поколение было уже не самое здоровое. Так чего же еще ожидать нашим детям в итоге?

Поэтому не сбрасывайте со счетов особенности протекания вашей беременности и состояние вашего здоровья, когда вы анализируете задержку речи своего чада.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector