7 советов, что делать, если ребенок заикается

Особый подход к ребенку

При внезапно возникшем заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речь ребенка, обычно не проводятся. В этом случае необходимо срочно создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно, если после испуга ребенок какое-то время молчал. Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком — необходимое условие для лечения заикания. Успех в преодолении заикания во многом определяется поведением родителей, их готовностью измененять прочные, но неэффективные стереотипы, сложившиеся в отношениях с ребенком. Часто, когда необходимо вылечить заикание у ребенка, начинать надо с себя.

Прежде всего, не паниковать, ни в коем случае нельзя показывать свою озабоченность по поводу заикания и даже употреблять при ребенке само слово «заикание». Нельзя требовать от ребенка плавной речи, стыдить и наказывать его, сообщать ребенку, что он «сказал плохо», и не просить, чтобы он «сказал хорошо». Никогда не просить вдохнуть побольше воздуха, а потом говорить. Вдох должен быть рефлекторным, неосознаваемым. И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.

Дети подражают речи окружающих взрослых. Вы незаметно можете помочь ребенку изменить манеру речи, для этого постарайтесь сами говорить меньше и не торопясь, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова. Ваша речь должна быть четкой, ясной, лаконичной. Не требуя от ребенка, чтобы он говорил ритмизировано, сами почаще говорите и читайте ему с ритмом, чтобы сработал «обезьяний» рефлекс, и ребенок воспользовался бы приемом ритмизации речи неосознанно. Не задавайте ребенку слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы. Проанализируйте, сколько и какие вопросов вы задаете своему ребенку, сколько среди них пустых, просто глупых, не требующих вообще никакого ответа. Не провоцируйте ребенка на речь. Учитесь выдерживать паузу, прежде чем что-то сказать. Давайте себе время увидеть, что происходит. Некоторая медлительность взрослых всегда действует на детей внушающим образом.

Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком так, чтобы его не надо было подгонять. Ваша задача — научить ребенка говорить медленнее. И она становится абсолютно невыполнимой, когда вы начинаете спешить и торопить ребенка, делая его жизнь еще более напряженной. Примерно каждый второй ребенок не справляется с темпом, предлагаемым ему взрослым, не у всех получается сразу оторваться от увлекательного занятия, быстро выполнить вашу просьбу. Так же, как и себе, давайте ребенку достаточный запас времени — «вот эту машинку в гараж поставишь, и мы будем…», «скоро я позвоню в колокольчик, и мы начнем…». Если обстоятельства складываются так, что действовать надо немедленно, не вступайте в препирательства, не торгуйтесь, уверенно и весело приказывайте. Иногда, без лишних слов, мягко обнимите и уведите. Всегда действуйте по ситуации и интуиции. Сложные моменты в вашем взаимодействии с ребенком возникают ежедневно, не бойтесь экспериментировать.

Позвольте мне поделиться с вами своим мнением о причинах заикания

Если любой заика копнет вглубь своей души, то сможет понять причину своего недуга. И прочитав следующие строки, постарайтесь примерить на себя, эта версия находит наибольший отклик в сердцах.

На мой взгляд, заикание это привлечение внимания родителей в раннем возрасте. Всем известно, что дети – маленькие манипуляторы. И стараются привлечь к себе максимум внимания, желательно чтоб все окружающие вертелись только около них.

Все дети требуют внимания и иногда начинают спонтанно искажать речь и видя что родители реагируют на это: начинают уделять больше внимания, ходят с озабоченным видом. Детям это конечно же нравиться, т.к

для них внимание = любовь. И они продолжают искажать речь, лишь бы только родители кружились вокруг них

Со временем эта игра превращается в привычку, ребенок забывает, что это всего лишь игра и заикание остается с ним в большинстве случаев на всю жизнь! Вот так, тяга к вниманию окружающих может вызвать заикание.

Еще в причины заикания записывают наследственный фактор, но по своему опыту и по опыту других заикающихся, могу точно сказать, что наследственность никакой роли не играет, я знаю только одну девушку, у которой дедушка заикался. Остальные родственники, в том числе и дальние не страдали этим недугом.

Скорей всего тут тоже психологический отпечаток, ребенок начинает подражать, для него это игра. Он получает отклик от родителей/других людей, которые начинают переживать за него, уделяют больше внимания.

Дети все чувствуют и подсознательно стараются приковать к себе внимание окружающих, если у вас есть дети, то вы меня понимаете на 100%

Симптомы

Для клинической картины заболевания характерна одна очень важная особенность. Если заикание обусловлено неврозом, оно усиливается при психоэмоциональном перенапряжении, но практически исчезает в спокойной обстановке.

Если причина — патология головного мозга, проблема будет иметь постоянный характер. При этом судороги мышц языка, гортани, нёба, диафрагмы проявляются разными речевыми нарушениями:

  • вынужденная пауза в определённом месте слова: соб…ака;
  • повторение одного и того же звука, когда ребёнок заикается на первом слоге или звуке: с-с-собака, со-со-собака;
  • сочетание двух предыдущих видов речевого расстройства.

Добавочными симптомами к заиканию становятся:

  • напряжённость, нервозность ребёнка;
  • гримасничанье, которое в определённых случаях доходит до нервных тиков;
  • замкнутость, которая может развиться в социофобию;
  • психологический дискомфорт во время общения;
  • неврологические расстройства: плаксивость, раздражительность, различные фобии, агрессивность, плохой сон.

Заикание формирует у ребёнка логофобию — это страх речевого общения с другими людьми. Он заранее ожидает свои неудачи, боится непонимания и насмешек, замыкается и отказывается от разговоров. Поэтому так важна роль взрослых в его жизни: они должны помочь ему преодолеть все эти барьеры.

Коррекция нарушений речи возможна и приносит хорошие результаты при постоянных занятиях, но всё будет зависеть от того, какой формой заикания страдает малыш.

Причины и механизм развития заболевания

Многие люди связывают появление такого заболевания с реакцией на испуг и психотравмами. Но это не так, ведь не всегда заикание появляется после сильного испуга, и не всегда он сопровождается запинанием речи. Почвой к возникновению нарушения речи считается наследственная предрасположенность. Иными словами, заболевание может быть врожденным, а определенный предрасполагающий фактор лишь запускает его.

Механизм развития патологии достаточно сложный. Во время изменений в нервных процессах головного мозга нарушается и процесс передачи нервных импульсов, включая те, которые отходят в отдел, отвечающий за воспроизведение речи. При этом возникает судорожный синдром в речевом аппарате (в гортани, глотке и др.), вызывая раннее срабатывание одних компонентов и более позднее – других. Нарушается темп и плавность речевых движений за счет плотного смыкания и размыкания голосовых связок. Речь становится невнятной.

Одной из причин развития заболевания выступает ослабление нервной системы за счет развития инфекционной патологии или при обострении хронической болезни. Это может быть осложнение после развития таких заболеваний, как корь, менингит, скарлатина, энцефалит или же ревматизм, пневмония и др.

Определенное значение имеет психосоматика. Развитие логоневроза происходит за счет таких психологических проблем:

  1. Человек не способен высказывать свои желания, он боится это делать, испытывает волнение. Как правило, это исходит еще с детских лет, когда родители внушают ребенку, что он не в состоянии чего-то достичь и мешают высказывать малышу свое мнение. За счет подавления энергии не происходит ее нормальный выход, что и вызывает нарушение речи.
  2. Человек не способен отстаивать свои права. Большинство детей считают, что родители – это авторитет, и спорить с ними, что-то доказывать и отстаивать свою точку зрения они бояться. Если же родители злоупотребляют таким правом, это выливается в страх у ребенка, нервное напряжение, что и последует за собой развитие логоневроза.
  3. Человек постоянно чувствует неправоту. Это так же касается родителей, когда они на постоянной основе опровергают какие-либо слова, свободное мнение, желания своего чада, критикуют ребенка в действиях, подавляют побуждения. Родители считают, что это нормальный способ воспитания ребенка, а ведь это неправильно, и часто выливается в неврологические заболевания.

Итак, можно выделить наиболее распространенные причины развития заболевания в детском и подростковом возрасте:

повышение тонуса и судороги в двигательных окончаниях речевого центра в головном мозге;
острый и хронический стресс, который перенес или переносит ребенок;
наследственные предпосылки к развитию заболевания (если в семье ребенка близкий родственник страдает такой патологией, риск развития заикания повышен и у него);
перинатальное поражение центральной нервной системы;
склонность организма к судорожным припадкам;
патологии, протекающие в головном мозге;
травмирование головного мозга;
заикание, как последствие инфекционного или эндокринного заболевания;
задержка психомоторного развития или наоборот – раннее развитие речевого аппарата;
вредная привычка постоянно передразнивать заикающегося ребенка, что впоследствии перерастает в устойчивый дефект;
недостаточное внимание со стороны родителей.

Среди провоцирующих врожденную патологию факторов можно выделить систематическое переутомление, простуду, нарушение режима труда и отдыха.

Заикание у взрослых женщин и мужчин чаще всего развивается на фоне сильного нервного перенапряжения. Среди взрослого населения заболеванием страдает лишь 1%.

Виды заикания

В медицинской практике принято делить все случаи заикания у пациентов на 2 вида

Они отличаются по своей природе, что очень важно для дальнейшего лечения. Если у взрослого человека или ребенка наблюдаются проблемы с нормальным произношением, это может быть:

  • Невротическое заикание. Оно проявляется нарушением речевого ритма, повторами слов, запинками при попытке высказать свое мнение вслух. Такое расстройство имеет психологическую причину развития, в основе которой лежат стрессовые ситуации, волнение и беспокойство. Такие люди полностью здоровы в остальных отношениях и в более комфортной обстановке дефект речи у них практически не обнаруживается или выражается слабо. Однако он усиливается при общении с незнакомцами, на публике, в критической ситуации. Невротическое заикание у взрослых и детей может носить эпизодический характер, но может принимать и стойкое течение. Сильный испуг, гнев или паника способны вызывать проблемы с речью у кого угодно, но если они присутствуют в жизни часто, это приводит к появлению постоянного заикания. Лечение логоневроза, как еще называют этот вид нарушений, проходит достаточно успешно.
  • Неврозоподобное заикание. В его основе лежат неврологические патологии, а развитие недуга происходит в раннем детском возрасте. Первые симптомы органического заикания диагностируются у малышей в возрасте 3-4 лет. Часто такие дети либо имеют врожденные дефекты органов, либо переносят серьезные травмы. Они отстают от сверстников в развитии, долго отказываются разговаривать, быстро утомляются. Долго запоминают слова и произносят их неправильно, часто обрывая речь в самом начале. Лечение заикания, связанного с патологиями, занимает длительное время.

Столкнувшись с подобной проблемой, следует понимать, что нарушение речи на нервной почве полностью исчезает после того, как будет устранен фактор, способствующий его развитию. Нарушение речи неврозоподобной природы более стойкие, и могут беспокоить человека долгие годы, оставаясь для него серьезной проблемой уже во взрослом возрасте. Успешно вылечить данное нарушение, независимо от его происхождения, помогает правильно поставленный диагноз.

Рациональное лечение. Как проходит занятие с логопедом? Гимнастика речи

Какие этапы лечение заикания? Все зависит от тяжести, форм и особенностей заболевания. Логопеды разделяют пять этапов лечения:

  1. Профилактика;
  2. Упражнения на постановку речи (дидактическое лечение);
  3. Психотерапия и неврология;
  4. Медикаментозное и контрольное (динамическое) обследование;
  5. Излечиваемость заболевания дефекта речи.

В случаях когда профилактика не эффективна, ребенок требует лечения. Первый прием в доктора несет консультационно-диагностический характер. Логопед с ребенком познакомится, поговорит, проведет полный осмотр, ознакомится с историей болезней. Задаст вопрос родителям о заболеваниях генетического характера.

Логопед-дефектолог после осмотра ребенка, оценит его общее состояние, ход развития и непосредственно работу аппарата артикуляции. На основании этого подберет график корректировки нарушений развития речи. Составит план посещений занятий, и как ребенок будет поддаваться лечению, уменьшит количество или наоборот добавит занятия. По времени занятие продолжительностью от 30 до 40 минут.

Что представляет собой гимнастика речи? Комплекс специально разработанных механических упражнений для голоса и речи составляют гимнастику речи. При нормальном развитии, ребенок двух лет не должен бессвязно болтать и создавать звуки. Занятия направлены на овладения звуковых элементов: понимание части или полной речи.

В зависимости от этого упражнения бывают простые и сложные. Простые нацеленные на разработку дыхания, голоса и артикуляции. Сложные подразумевают технику чтения: чтение вслух и выразительное чтение на аудиторию, импровизация и диалог; повторное произношение, умственную и размерную речь, а также речь шепотную на исследование слуха.

Смотря на картину заболевания ребенка, логопед может подключить в работу психолога или невролога. Совместно с этими врачами и достигается максимальный результат лечения.

Важно, что бы логопед-дефектолог хорошо понимал все тонкости корректировки языка.Чтобы занятия ребенку нравились, проходили в игровой форме интересно и непринуждённо, тогда и будут видны результаты работы. Важно помнить, что помощь родителей, их поддержка очень важна как для ребенка так и для логопеда

Быстрая реабилитация ребенка-результат совместной работы.

Здоровый ребенок с правильно поставленной речью растет уверенным членом общества.

СОГЛАСИЕна обработку персональных данных

Я (далее — «Клиент»), свободно, своей волей и в своем интересе, а также в интересе своих несовершеннолетних детей, настоящим предоставляю следующие согласия:

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» предоставляю согласие на обработку моих персональных данных (далее — «ПДн»), а именно совершение действий, предусмотренных пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» на указанных ниже условиях:

Настоящее согласие на обработку персональных данных предоставляется следующим лицам (далее по тексту совместно или по отдельности «Оператор»):Детский Центр «ЛОГОС» в лице Индивидуального предпринимателя Стаферова Анастасия Евгеньевна (Юридический адрес: 125040, г. Москва, 5-я улица Ямского поля, дом 27, ИНН 771472059282, ОГРН 315774600142333).

Настоящее согласие на обработку предоставляется в отношении следующих ПДн Клиента: фамилия, имя, отчество; адрес регистрации; контактные данные (адрес электронной почты, номер телефона); дата рождения.

Настоящее согласие на обработку предоставляется в отношении следующих способов обработки ПДн Клиента: сбор, хранение, накопление, систематизация, уточнение (обновление, изменение), распространение том числе передача), использование, обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение; Настоящее согласие предоставляется для обработки ПДн Клиента в следующих целях: выполнения работ и оказания услуг в рамках основной деятельности (в том числе информирование Клиента о проводимых Оператором кампаниях, акциях, мероприятиях; внутреннее использование, статистика и отчетность Оператора); продвижения товаров, работ, услуг путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, проведения программ, направленных на повышение качества продукции и услуг Оператора, и других маркетинговых программ Оператором. Принятие решений, затрагивающих интересы Клиента, на основании исключительно автоматизированной обработки ПДн Оператором не производится.

Настоящее согласие в полном объеме распространяется также на предоставленные мной персональные данные моих несовершеннолетних детей, указанных мной в анкете или иным образом. Настоящее согласие действует со дня его подписания до дня отзыва в письменной форме. Настоящее согласие может быть отозвано Клиентом путем направления в адрес Оператора сообщения об отзыве согласия на обработку ПДн Клиента в письменной форме.Клиент также дает согласие контрагентам Оператора на обработку всех персональных данных Клиента, имеющихся в распоряжении/доступе Оператора и/или контрагентов Оператора, в том числе с целью информирования Клиента об услугах контрагентов. Клиент дает свое согласие на получение рекламы, рассылки, в том числе по сети подвижной радиотелефонной связи, от Оператора, его контрагентов и аффилированных лиц. Настоящим Оператор уведомляет Клиента о начале обработки Оператором ПДн Клиента. Обработка ПДн будет осуществляться Оператором на основании приведенного выше согласия Клиента на обработку ПДн и в указанных выше целях. При подписании настоящего уведомления Клиент уведомлен о правах, предоставляемых субъекту ПДн Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», в частности, но не ограничиваясь, о правах субъекта ПДн: на получение сведений, предусмотренных ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»; на доступ к его ПДн; правах, предусмотренных ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», в отношении обработки ПДн в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке; на обжалование действий или бездействий Оператора.

Профилактика

Профилактика заикания у неврологически и психически здоровых детей довольно проста и заключается она в хороших семейных отношениях. Там, где нет конфликтов, ссор, и есть любовь и понимание, у ребенка гораздо меньше рисков стать заикой. Вылечить заикание куда сложнее, чем предотвратить. Заикание у ребенка порой проявляется для того, чтобы родители поняли собственные ошибки.

Отучить заикаться нельзя, можно лишь помочь, наладить взаимопонимание и сотрудничество с ребенком. И помните, что любовь и вера в способности малыша творит настоящие чудеса, которые даже традиционная медицина не всегда способна объяснить. Верьте в своего ребенка, и у него все получится.

Заикание у детей постарше

Параллельно с судорожными  приступами у заикающихся детей по мере взросления могут наблюдаться волнение, страх разговора и даже уверенность в невозможности говорить. Ребенок сосредотачивается на сложных для него звуках, некоторые дети начинают смущаться дефектов речи, отвечают кратко, очень тихо или сквозь зубы, выражена вегетативная реакция – краснеют, потеют или бледнеют. Не удивительно, что у малыша портится характер – порой они становятся болезненно обидчивыми

Такое поведение только закрепляет заикание и усиливает его проявления, ребенок попадает в замкнутый круг.
 
Важно знать, проявляется ли заикание только в присутствии взрослых (и  других детей). Иногда наедине с собой, например, при общении с игрушками, ребенок говорит спокойно

Порой в беседах со знакомыми детьми или взрослыми малыш говорит спокойно, а в волнительной обстановке заикается. Заикающиеся дети, кстати, часто поют без заиканий, и пение — способ борьбы с проблемой. 
 

 
Если условия жизни  и общения ребенка благоприятные, заикание может быстро сойти на нет, однако, если в окружении ребенка и при его присутствии взрослые или дети будут акцентироваться на его дефекте  – проблема усилится, и малыш на ней зациклится. Ребенок боится оакзаться в центре внимания, его нервная система перегружается и проблема усиливается. 
 
 

Что это такое

Заикание является следствием судорог мышц аппаратов речи: языка, челюсти, губ, неба.

Сокращения вызывают повторение звуков и слогов, а реакция клеток провоцирует речевую задержку.

Существует три центра мозга, отвечающих за правильную речь. Они представляют собой слаженно работающий круг. Если нарушаются функции одного из них, то происходит разрыв речевого круга.

В итоге ребенок или взрослый начинает заикаться. Когда работа мозга приходит в норму, это явление исчезает.


Жертвами логоневроза обычно становятся дети в возрасте от 2 до 6 лет. Причем у мальчиков он встречается чаще почти в 4 раза. Это связывают с устойчивым механизмом речи у девочек, быстрым формированием моторных функций.

Заикание сопровождается различными нарушениями речи:

  • регулярное повторение звуков, слогов или словосочетаний;
  • неестественное растягивание звуков;
  • запинки, прерывания, паузы.

Людям, страдающим заиканиями, свойственны некоторые черты характера:

  • робость;
  • трусливость;
  • застенчивость;
  • смущение;
  • мнительность;
  • ранимость;
  • живость воображения;
  • склонность к фантазиям.

Логоневроз несет определенную опасность для человека. Часто ребенок становится объектом насмешек, он не успевает в школе, не может адаптироваться в современном мире. Все это является причиной психических отклонений.

К ним относятся:

  • агорафобия;
  • социофобия;
  • клаустрофобия;
  • депрессия;
  • паническая атака.

Последствия логоневроза во многом зависят от отношения родителей. Ребенок сможет устроить свою жизнь только благодаря грамотному лечению.

Основные причины заикания у подростков

Можно выделить две основные причины, из-за которых подросток может заикаться, и целый ряд причин усиливающих заикание.

  • Заикание от испуга — 99% случаев.
  • Заикание от травмы головного мозга — 1% случаев.

Причины усиливающие заикание:

  • генетическая предрасположенность;
  • неврологические причины;
  • другие дефекты речи;
  • отношения родителей, стресс, окружающая обстановка;
  • тревожность о своей «неправильной» речи, которая провоцирует развитие дефектов речи, страх говорить;
  • другие типы страха.

Заикание в 99% случаев — это психологическая проблема и связана она с испугом. Испуг нарушает речевые настройки, создаёт внутренний конфликт, и приводит к привычке заикаться. Если вы наблюдаете, что ребенок стал заикаться – весомый повод, чтобы обратиться ко мне за помощью.

Причины способствующие усилению заикания — стресс, тревога, волнения, высокая физическая или умственная нагрузка. В состоянии, когда подросток пребывает в спокойствии, абсолютной гармонии с окружающим внешним миром, родители могут наблюдать хорошую речь. Но, как только у ребенка возникает стресс, заикание возвращается вновь.

Подросток по многим причинам может иметь дефекты с произношением и речью. Каждый случай необходимо рассматривать индивидуально, чтобы выявить причину и правильно спланировать речевые действия для устранения заикания.

Прогнозы

Естественно, каждый родитель беспокоится о том, можно ли вылечить заикание у ребёнка. Прогнозы зависят от многих факторов (возраста пациента и формы заболевания), и в каждом случае они индивидуальны:

  • если лечение было проведено своевременно, избавиться от патологии будет гораздо легче;
  • если имеются врождённые патологии речевого аппарата, прогноз обещает быть уже не таким благоприятным;
  • выздоровление зависит ещё и от формы заикания: дыхательные судороги поддаются лечению легче и быстрее, чем тонические;
  • наибольшего эффекта можно добиться, если ребёнку всего 3-5 лет: начиная с 12 лет, расстройство уже не так легко поддается коррекции;
  • под действием психологических факторов при заикании может произойти рецидив заболевания.

Главное — родители должны понимать, что делать, если ребёнок заикается: оказать ему помощь любыми способами, привлечь специалистов, создать благоприятную психологическую атмосферу. А ещё лучше — предпринять всё возможное, чтобы данной проблемы вообще не возникло, т. е. заниматься профилактикой.

Народные средства

Если речевое нарушение незначительное, и не вызвано серьезными проблемами психики или нервной системы, доктор может порекомендовать добавить к основной коррекции фитотерапевтические средства.

  • Травяные чаи для детей с успокаивающим эффектом.
  • Фитованны для детей с успокаивающим действием.
  • Ингаляции с фитопрепаратами – природными седативными средствами.

Важно знать, что фитотерапия не настолько безобидна, как кажется многим родителям, а потому дозировку, продолжительность курса приема травяного чая или фитованн следует согласовать с лечащим врачом. Сейчас многие детские санатории предлагают целые оздоровительные и лечебные курсы фитотерапии, которые призваны помочь избавить ребенка от заикания

Диагностика

Чтобы узнать, почему ребенок заикается, нужно записаться на прием к врачу-неврологу. В логопедии классификация патологии осуществляется с учетом причин возникновения, что выясняется при помощи диагностики, это позволяет эффективно бороться с речевыми расстройствами. Диагноз ставят на основании данных анамнеза и клинической картины. Основные инструментальные методы:

  • Электроэнцефалография.
  • Электромиография.
  • МРТ, КТ.

В ходе визуального осмотра оценивается состояние мышечных структур, тонкая моторика и двигательная активность в целом. Параллельно исследуется уровень слухового и зрительного восприятия. Показаны консультации офтальмолога и отоларинголога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector