Апраксия

Классификация апраксии

В медицине существует множество видов данного патологического процесса. По степени прогрессирования различают такие формы, как:

  1. Ограниченная. При таком заболевании выявляются нарушения двигательного аппарата, проявляющиеся только на одной стороне лица или всего тела.
  2. Двухсторонняя. Здесь развивается двусторонняя патология коры головного мозга или повреждается лобный сегмент.
По теме

Тремор

Все об эссенциальном треморе

  • Наталия Сергеевна Першина
  • 26 марта 2020 г.

Клинические симптомы болезни обусловлены функционированием пораженного участка мозга.

Кроме этого, такая патология подразделяется на виды, которые зависят от нахождения очагов повреждения в мозговых структурах.

Идеаторная

Такая форма подразумевает нарушение выполнения поочередных действий. Но отдельно человек их совершает. Например, чтобы написать текст ручкой, нужно сначала снять с нее колпачок или открыть ее с помощью специального механизма, затем направить чернила к листку бумаги. Но человек начинает чиркать ручкой с другой стороны или не открыв ее.

Конструктивная

В этом случае нарушается способность изобразить один предмет из его отдельных составляющих, например, треугольник из палочек.

Кинетическая

При таком виде заболевания пациент в состоянии держать под контролем свои действия, но им утрачиваются автоматизированный двигательный опыт. Его двигательная активность уменьшается, становится хаотичной. Человек с такой формой патологии вынужден все время осознано следить за своими движениями, даже если он будет делать наизусть заученные действия.

Динамическая

Такая форма появляется на фоне поражения глубинных неспецифических мозговых структур. В этом случае трудно поддается усвоение и автоматизация не изученных двигательных программ. При попытке выполнения хорошо известных действий могут появляться сбои, но зачастую больной сам замечает их.

Моторная

Здесь пациент не в силах сделать какое-либо активное действие по просьбе специалиста. Человек осознает, что ему нужно выполнить, но не в силах это совершить, даже если ему показано это наглядно. Например, он не сможет завязать или развязать шнурки.

Различают афферентную и эфферентную моторную апраксию. При первой форме заболевший не в силах верно соотнести размеры предмета, который хочет использовать, кисть не может принять нужное положение для исполнения определенного действия.

Например, взять нож и порезать овощи. При второй форме больной затрудняется совершить несколько последовательных движений. Часто у людей с данной патологией нарушаются выраженные персеверации.

Кинестетическая (идеомоторная)

В этом случае у больного стираются из памяти соматотопические и пространственные представления, но не утрачивается планирование двигательной активности. У людей с такой формой болезни нарушается представление о двигательных процессах и совершения элементарных действий. Например, при попытке надеть кофту, человек не может верным образом просунуть руку в рукав.

Апраксия ходьбы

Здесь происходят изменения естественной походки, она становиться неуверенной, человек много запинается и падает. При данном виде заболевания не диагностируются сенсорные и моторные нарушения.

Оральная

Здесь нарушается речь, пациент не в силах воспроизводить какие-либо звуки. Он испытывает большие затруднения при исполнении артикуляционных движений при участии мускулатуры ротовой полости. Например, не сможет далеко высунуть язык или сделать губы трубочкой.

Синдром «чужой руки»

В этом случае одна или обе руки существуют сами по себе, то есть больной человек не может ими контролировать. Часто такой синдром сопровождается приступами эпилепсии. Например, одна рука может чесать волосы, а вторая взлохмачивать их. Также больная конечность может нанести себе вред, то есть окунуть пальцы в кипящую воду.

Проводниковая

У человека затруднено выполнение двигательных операций за врачом, хотя сохранена самостоятельная его деятельность. При такой форме больной способен выполнять простые действия врача.

Диссоциативная

Пациент с трудом выполняет телодвижения по просьбе врача, хотя умение выполнять и повторять множество действий осталось. При таком виде нарушается связь между двигательными участками головного мозга и сенсорными компонентами речи.

Апраксия речи

Характеризуется нарушением участия группы мышечных волокон в воспроизведении речи. Она становится невнятной и неразборчивой.

Каждый вид заболевания имеет свою специфику и причины возникновения. При диагностировании определенной формы назначается соответствующая терапия.

Причины апраксии

Считается, что рассматриваемый недуг, чаще всего порождают различные повреждения мозга, среди которых можно выделить: опухолевые процессы, очаговые поражения и иные разновидности патологий. Также апраксия возникает в результате дегенеративных явлений, очаги, которых локализованы в теменных сегментах или зонах, непосредственно связанных с ними. Именно эти сегменты мозга сохраняют стратегии действий, применяемых в течение жизнедеятельности. Таким образом, основополагающим фактором, провоцирующим развитие описываемого отклонения, является повреждение мозговых структур, в частности с преимущественными повреждениями теменных участков. Реже нейропсихологический недуг является следствием разрушения мозолистого тела, поражения лобных участков и премоторного сегмента коры. Собственно в этих структурах производится кодирование движений, необходимых для совершения сложных манипуляций. Повреждение мозговых структур может происходить вследствие нарушения кровоснабжения мозга, инфекционных, опухолевых и дегенеративных процессов, различных травм.

Апраксия может возникнуть также вследствие таких патологических явлений, как воспалительные процессы, проистекающие в мозговых структурах (энцефалит), расстройство мозгового кровоснабжения, переходящее в деменцию, мозговые травмы, заболевание Паркинсона или болезнь Альцгеймера. Описываемое отклонение может нести ограниченный характер, проще говоря, нарушения действий проявляются на лицевой мускулатуре (оральная апраксия), одной половине туловища, одной конечности. При разрушении мозолистого тела развивается левосторонняя апраксия.

Среди факторов, провоцирующих формирование апраксии, острый разлад мозгового кровоснабжения с поражением мозговой ткани (ишемический инсульт) занимает первую позицию. Данное нарушение вызывает дисфункцию мозговых структур из-за недостаточности объема крови, снабжающей его ткани, что приводит, в основном, к возникновению такой разновидности описываемого отклонения, как кинестетическая апраксия. У лиц, имеющих обширные церебральные поражения, особенно лобных сегментов, чаще встречается апраксия ходьбы, напоминающая паркинсоническую походку.

Конструктивная и кинестетическая апраксия

Когда очагом поражения считается задняя теменная область справа, апраксию называют конструктивной. В таком состоянии отмечается затруднение копирования простых графических рисунков. Некоторым больным трудно скопировать левую половину предложенного врачом рисунка и в диагнозе таким больным напишут – пространственная гемиагнозия.

Возможно также затруднение в передаче контуров предмета, а также трехмерных построений. Поэтому конструктивной апраксией следует считать все нарушения по сбору конструкций, если пациенту трудно построить фигуру из палочек, собрать слово из набора букв и т.д.

Под кинестетической формой апраксии понимают такое состояние, когда нарушаются на фоне расстройств афферентации (постоянный поток нервных импульсов) произвольные движения. Подобные расстройства встречаются при поражении постцентральной извилины, а характеризуется таким поведение, когда человек как бы ищет нужные движения.

Этот вид апраксии обнаруживается также в других психических функциях, которые имеют в своей структуре моторное звено. Таким больным тяжело по зрительному и тактильному образцу придать руке нужную форму, поэтому происходит нарушение всех предметных действий (невозможно расчесать волосы, показать что-либо или погладить).

Советы логопеда

Занятия со специалистом приносят лишь небольшие улучшения в процессе говорения, социальной адаптации ребенка. Основная нагрузка лежит на родителях. Занимаясь дома, следуя советам логопедов, вы достигнете максимального эффекта при лечении диспраксии.

На что нужно обратить особое внимание:

Играйте, а не занимайтесь
Для дошкольника важно понимать, что еще ребенок. Игра – ведущий вид его деятельности

Обучайте, тренируйте, корректируйте нарушения в процессе игры. Пусть вам и малышу будет весело и интересно.
Развивайте не только правильное говорение, но и другие способности ребенка
Например, координация движения хорошо развивается во время ощупывания предметов, рисования, догонялок.
Развиваете мелкую моторику
Рисуйте, лепите, собирайте мозаику
Не забывайте об артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастиках
Для занятий можно использовать методы Стрельниковой, Бутейко, Толкачевой

Виды апраксий

Обычно различают ограниченную апраксию и двустороннюю. Для первой присущи нарушения движений, появляющиеся лишь на половине туловища либо лица, для второй – двустороннее повреждение лобного сегмента либо диффузная двухстороння патология коры головного мозга.

Кроме того разновидность патологии обусловлена местом локализации очагов патологии в мозговых структурах.

Выделяют следующие виды апраксий: регуляторную, моторную, динамическую, кортикальную, билатеральную апраксию.

Кортикальная апраксия зарождается при повреждении коры превалирующего полушария мозга. Вследствие этого наблюдается преобразование моторной зоны коры на поврежденном сегменте.

Моторная апраксия выражается невозможностью воспроизведения операций по подражанию и спонтанных двигательных актов. Чаще рассматриваемая разновидность недуга бывает ограниченной. Она подразделяется в свой черед на идеокинетическую и мелокинетическую. При первой – больной выполнять осознанно элементарные действия не способен, но случайно совершить их он может. Простые двигательные операции не по заданию пациент правильно воспроизводит, но обычно путает действия (дотрагивается до глаз, вместо рта).

Мелокинетическая моторная апраксия обнаруживается в нарушении структуры манипуляции, составляющей определенное движение и замене ее операциями по типу раздвигания пальцев взамен сжатия в кулак пальцев.

Регуляторная апраксия проявляется расстройством сложных, последовательных двигательных операций, нарушением регуляции действий и подчинения манипуляций заданной программе, сложносоставными системными персеверациями. Данная разновидность отклонения характеризуется не доведением до завершения двигательной операции, нарушением целеполагания, расстройством контроля и программирования. Возникает она по причине поражения префронтального сегмента коры мозга.

Динамическая апраксия обнаруживается в невозможности совершения серии последовательных манипуляций, являющихся основой разнообразных двигательных операций, двигательными персеверациями. Это состояние определяется расстройством автоматизации двигательных актов, а также патологической инертностью. Для него характерны отклонения в навыках, используемых для трансформации действий в сложные. Чаще отмечается при поражениях премоторного сегмента коры и вторичной моторной зоны (дополнительная моторная кора).

Билатеральная апраксия являет собой двустороннюю патологию. Зарождается при расположении очагов патологии в нижнем теменном сегменте главенствующего полушария мозга. Данная разновидность опасна возникновением расстройства взаимодействия двух мозговых полушарий.

При повреждении лобного сегмента может возникать оральная апраксия, выражающаяся отклонениями в сложных движениях, производимых языком и губами. Другими словами, пациент по инструкции осуществить действия с участием мускулатуры речевого аппарата не способен (например, произвести определенные звуки или облизать губы).

Пространственная апраксия возникает при повреждении теменных зон и затылочных сегментов коры. При совершении сложносоставных двигательных операций проявляется расстройством пространственных соотношений.

Виды апраксии

Виды апраксии проявляются по-разному:

Кинетическая апраксия

Люди с кинетической апраксией не могут контролировать пальцы, руки или ноги для выполнения точных и скоординированных движений. Хотя люди с конечностно-кинетической апраксией понимают, как использовать инструмент, такой как отвертка, и, возможно, использовали его в прошлом, теперь они не могут выполнять то же самое движение.

Идеомоторная апраксия

Люди с идеомоторной апраксией неспособны следовать вербальной команде, чтобы копировать движения других или следовать предложениям для движений.

Концептуальная апраксия

Эта форма апраксии сходна с идеомоторной апраксией. Люди с концептуальной апраксией также не могут выполнять задачи, которые включают в себя более одного шага.

Идеаторная апраксия

Люди с идеаторной апраксией не способны планировать конкретное движение. Им трудно соблюдать последовательность движений, таких как одевание или купание.

Глазодвигательная апраксия

Глазодвигательная апраксия поражает глаза. Люди с этим типом апраксии испытывают трудности с выполнением движений глаз по команде.

Словесная апраксия

Людям с вербальной или оральной апраксией трудно совершать движения, необходимые для речи. У них могут быть проблемы с воспроизведением звуков и пониманием ритмов речи.

Профилактика и прогноз

Предупредить развитие такой патологии, как кинетическая апраксия (и других типов заболевания), можно только при помощи общих рекомендаций. Это обусловлено тем, что в настоящее время не существует специфических профилактических мероприятий.

Уменьшить риск развития патологии поможет соблюдение таких правил:

  • полный отказ от пагубных пристрастий;
  • регулярные занятия спортом и пешие прогулки на свежем воздухе;
  • нормализация режима питания;
  • профилактический массаж конечностей, который можно проводить в домашних условиях;
  • контроль над показателями кровяного тонуса;
  • избегание черепно-мозговых травм;
  • проведение регулярных обследований в медицинском учреждении.

Апраксия и агнозия не угрожают жизни пациентов, однако исход расстройства зависит от степени тяжести болезни, ее разновидности и возраста человека.

При отсутствии лечения могут развиться осложнения: невозможность самообслуживания, инвалидность, нарушение социальной и трудовой адаптации.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания

Да
Нет

Дисперсия у детей

Дисперсия может варьироваться в зависимости от возраста. Имея это в виду, мы будем рассматривать каждый возраст индивидуально. Не каждый человек будет иметь все симптомы, описанные ниже:

Очень раннее детство

Ребенок может занять больше времени, чем другие дети:

  • Сидеть.
  • Сканирование — Фонд Диспраксии говорит, что многие из них никогда не проходят стадию ползания.
  • Ходить.
  • Говорите — по данным Детской больницы в Уэстмиде, Австралия, ребенок может быть медленнее отвечать на вопросы, затруднять звуки или повторять последовательности звуков или слов; они также могут испытывать трудности с поддержанием нормальных интонационных моделей, имеют очень ограниченный автоматический словарь, говорят медленнее, чем другие дети, и используют меньше слов с большим количеством пауз.
  • Stand.
  • Станьте горшком обученным (выходите из подгузников).
  • Создайте словарь.

Ранее детство

В дальнейшем могут возникнуть следующие трудности:

  • Проблемы, выполняющие тонкие движения, такие как привязка шнурков, набор кнопок и молний, ​​использование столовых приборов и почерка.
  • Многим будет сложно одеваться.
  • Проблемы, связанные с движением игровых площадок, такими как прыжки, игра в хмеле, выбивание мяча, пение мяча, прыжки и пропуски.
  • Проблемы с перемещением в классе, такие как использование ножниц, раскраска, рисование, игра в головоломки.
  • Проблемы обработки мысли.
  • Трудности с концентрацией. Детям с диспраксией обычно трудно сосредоточиться на одной вещи надолго.
  • Ребенок усерднее, чем другие дети, присоединиться к игровым площадкам.
  • Ребенок будет беспокоиться больше, чем другие дети.
  • Некоторым трудно подняться и спуститься по лестнице.
  • Более высокая тенденция биться по вещам, падать и бросать вещи.
  • Трудность в изучении новых навыков — в то время как другие дети могут делать это автоматически, ребенок с диспраксией занимает больше времени. Поощрение и практика чрезвычайно помогают.
  • Написание историй может быть намного сложнее для ребенка с диспраксией, а также может копировать с доски.

В дошкольном возрасте также распространены следующие:

  • Находит это трудно поддерживать друзей.
  • Поведение, когда в компании других может показаться необычным.
  • Hesitates в большинстве действий, кажется медленным.
  • Не держит карандаш с хорошим сцеплением.
  • Такие понятия, как in, out, to the front, трудно обрабатывать автоматически.

Позднее в детстве

  • Многие из перечисленных выше проблем не улучшают или только немного улучшают.
  • Пытается избежать занятий спортом.
  • Хорошо учится на индивидуальной основе, но нигде рядом с классом с другими детьми.
  • Реагирует на все раздражители одинаково (не отфильтровывая нерелевантные стимулы автоматически)
  • Математика и письмо сложны.
  • Тратит много времени на то, чтобы писать.
  • Не следует инструкциям.
  • Не запоминает инструкции.
  • Плохо организовано.

Диагностика

Диагностика апраксии проводится с участием аудиолога и логопеда. Специалист первого профиля оценивает уровень слуха ребенка, чтобы исключить патологии внутреннего уха, наличие которых влияет на качество развития речевого аппарата. После этого к обследованию больного приступает сертифицированный логопед, который имеет практический опыт работы с детьми, страдающими от апраксии.

В таблице ниже описаны основные виды методик обследования, которые используются для постановки окончательного диагноза:

Вид диагностики оральной апраксии
Принцип проведения обследования
Оценка устно-моторных функций
Проведение устно-моторной оценки предусматривает диагностику признаков низкого тонуса мышечных тканей, отвечающих за подвижность отдельных участков лица, губ, нижней челюсти или корня языка. Во время диагностики логопед просит ребенка показать, как он перемещает язык из правой в левую сторону, может ли коснуться его кончиком к поверхности неба. Оценка уровня координации движений всех элементов речевого аппарата выполняется путем повторения сложных словосочетания или воспроизведения ряда звуков. Например, быстрое произношение скороговорок, либо же простых слов в виде «пах-тух-ках». В тот момент, когда ребенок воспроизводит тестовые слова и звуки, логопед следит за подвижностью губ, языка и мускул лица пациента.
Мелодика речи
Оценка мелодики речи является одним из этапов комплексной диагностики детей с признаками данного заболевания

Специалист внимательно вслушивается в слова и звуки, которые воспроизводит ребенок, уделяя особое внимание правильности составления слогов. Основной целью проведения оценки мелодики речи является определение способностей пациента к формированию предложений различного типа (вопросительные, повествовательные).
Речевые звуки
Данный метод диагностического обследования, который также проводится логопедом, предусматривает проведение оценки способности к произношению согласных и гласных звуков

Специалист просит ребенка воспроизвести отдельные слова, в которых содержится наибольшее количество звуковых комбинаций. По результатов общения составляется соответствующее заключение о наличии или отсутствии оральной апраксии. В случае подтверждения данного диагноза оценивается степень тяжести неврологического расстройства.

Средняя стоимость комплексного обследования у логопеда составляет 1100 руб. Продолжительность диагностики ребенка на предмет наличия апраксии варьируется от 45 мин. до 1 ч.

Диагностика и симптомы недуга

Апраксия – это такое заболевание, внешние признаки которого довольно специфичны. Поэтому чаще всего правильный диагноз можно получить уже при первом посещении врача. Однако это только общий диагноз, а вот конкретный вид заболевания нуждается в дополнительном выявлении. Здесь врач должен изучить историю болезни, расспросить пациента о его жизни, осуществить неврологический осмотр, провести тесты, которые покажут, как пациент осуществляет простейшие движения. Также врач может назначить такие процедуры, как ультразвуковое исследование, компьютерную и магнитно-резонансную томографию.

Для окончательной постановки диагноза может потребоваться обследование других специалистов – логопеда, офтальмолога, нейрохирурга, психолога. Кроме того, некоторые виды апраксии внешне сходны с совсем другими заболеваниями; к примеру, апраксия ходьбы имеет проявления, внешне похожие на расстройство вестибулярного аппарата, двигательные расстройства и атаксию (нарушение согласованности работы мышц). Поэтому для правильной постановки диагноза порой необходимо исключить возможность похожих, но совершенно других заболеваний.

Как же внешне может проявляться апраксия? К примеру, больной может ходить мелкими шажками, его движения скованы, он может много раз подряд повторять один и тот же элемент движения. Также у него может быть невнятная речь, затруднения при управлении движением языка и губ

Страдающему данным заболеванием бывает трудно открывать и закрывать глаза, концентрировать внимание на одном конкретном объекте, он испытывает трудности в пространственном ориентировании. Также страдающий апраксией бывает не способен одеться, раздеться, собрать целую конструкцию из составных частей

Но это всё специфические симптомы. Есть ещё и более общие признаки заболевания, такие как депрессивное состояние, эмоциональная неустойчивость, агрессия, раздражительность. Часть этих признаков может иметь «приобретённый» характер: ведь заболевание затрудняет человеку полноценную жизнедеятельность, проявления недуга нередко вызывают насмешки у окружающих.
Как только обнаружились первые признаки заболевания у взрослого или ребёнка, его следует немедленно вести к неврологу; так можно уберечь пострадавшего от более серьёзных последствий.

Бывает, что наличие болезни удаётся установить лишь случайно. Недуг может долгое время практически никак не проявляться, либо его проявления игнорируются, поскольку не сильно мешают нормальной жизни. Например, у ребёнка может быть плохой почерк, который родители и учителя списывают на лень, неудобные письменные принадлежности, леворукость и другие обстоятельства, хотя в действительности такой ребёнок может страдать апраксией.

Симптомы и признаки

Апраксия в логопедии — это нарушение функций отельных центров головного мозга, которые отвечают за моторику лицевой мускулатуры, синхронную подвижность губ и тканей языка. Первые признаки патологии проявляются на ранних этапах развития ребенка, а также зависят от его возраста.

У детей младше 3 лет

У ребенка данной возрастной группы основными признаками апраксии являются следующие отклонения в развитии речевого аппарата:

  • в младенчестве дети с этой патологией не лепечат, а также не предпринимают никаких других попыток к звуковому выражению своих эмоций;
  • первые простейшие слова появляются слишком поздно, либо же полностью отсутствуют несмотря на то, что в силу своего возраста ребенок уже должен их произносить (например, мама, папа, баба);
  • при попытке заговорить ребенок с оральной апраксией способен воспроизвести лишь несколько согласных или гласных звуков, которые неразборчивы и не напоминают слова;
  • во время изречения звуков ребенок делает слишком длинные паузы;
  • при наличии оральной апраксии легкой степени ребенок способен воспроизводить отдельные простые слова, но при этом заменяет сложные к произношению звуки на более легкие.

Оральная апраксия у детей данной возрастной группы может сопровождаться самовольным изменением структуры слова. Например, когда ребенок произносит названия предметов так, как ему более удобно выговаривать буквы, из которых они состоят. Наличие подобной симптоматики должно стать первым тревожным сигналом для родителей ребенка и воспитателей детского сада. В данном случае требуется немедленное привлечение логопеда.

У детей старше 3 лет

Апраксия в логопедии — это дисфункция центров головного мозга, которые отвечают за полноценную работу речевого аппарата.

У детей возрастом старше 3 лет симптоматика данной патологии проявляется следующим образом:

  • ребенок делает непосредственные ошибки в процессе воспроизведения звуков, которые не являются признаками возрастной незрелости;
  • дети с подобным заболеванием понимают язык окружающих людей, осознают значение слов, которые произносятся в их адрес, но при этом не могут повторить сказанное;
  • присутствуют выраженные признаки подражания в воспроизведении услышанных слов, в процессе которого данная речь является более ясной, чем слова, произнесенные после осуществления самостоятельного умозаключения;
  • сверхчувствительность или же слишком низкая чувствительность тканей, расположенных в области уголков рта;
  • во время реализации попытки сказать слово или воспроизвести звук ребенок нащупывает отдельные части лица, касается поверхности губ, что указывает на полную или частичную дисфункцию моторики данных частей тела;
  • плохое усвоение информации, которая поступает со стороны близких людей или преподавателей общеобразовательного учреждения;
  • нарушение мелкой моторики верхних конечностей;
  • при частичной оральной апраксии ребенку удается выговаривать простые и короткие слова, но в тот же момент он сталкивается с существенными трудностями во время проговаривания сложных словосочетаний (способность построения предложений практически отсутствует).

Вышеперечисленная симптоматика может усугубляться в момент волнения или же присутствия нового человека в ближайшем окружении ребенка. Дети старше 3 лет, которые страдают от легкой степени оральной апраксии могут иметь интонационно неправильную, прерывистую или сильно неразборчивую речь. Достаточно часто у детей с признаками патологий речевого аппарата присутствуют другие нарушения развития. Например, проблемы с освоением чтения, письма, дисфункции мышечных групп опорно-двигательного аппарата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector