Нарушения речи у детей
Содержание:
- Дифференциальный диагноз
- Что делать, если у ребенка обнаруживается отставание в развитии речи
- Что такое Расстройство рецептивной речи —
- Возможные осложнения
- Причины и факторы риска
- Виды дефектов речи
- Куда обратиться за помощью?
- Разновидности нарушений
- Основные речевые симптомы
- Избавление
- Детский аутизм
- Диагностика
- Формы нарушения речи
- Осложнения
- Нарушение звука «л» или «ваканье».
- ОНР
- Классификация и симптомы афазии
- Профилактика заикания
- Что происходит?
- Дизартрия
Дифференциальный диагноз
Дифференциальный диагноз расстройства развития артикуляции включает три стадии: во-первых, необходимо определить, что нарушение артикуляции является достаточно серьезным, чтобы считаться патологическим, и исключает нормальное нарушение произношения у маленьких детей; во-вторых, следует отметить отсутствие физической патологии, которая могла бы обусловить нарушение произношения и исключить дизартрию, нарушения слуха или умственную отсталость; в-третьих, надо установить, что экспрессивный язык выражен в пределах нормы и исключить расстройство развития языка и первазивные расстройства развития. Приблизительно можно руководствоваться тем, что 3-летний ребенок в норме правильно произносит м. н, б, п, в, ф, г, х, т, к, д;, а нормальный 5-летний ребенок правильно произносит все звуки.
Для исключения факторов физического характера, которые могли бы обусловить некоторые типы нарушения артикуляции, надо произвести неврологический, структурный и аудиометрический методы обследования.
Дети с дизартрией, у которых расстройство артикуляции обусловлено структурной или неврологической патологией, отличаются от детей с расстройством развития артикуляции в том, что дизартрия крайне трудно поддается коррекции, а иногда и не поддается совсем. Бессмысленная болтовня, медленное и некоординированное двигательное поведение, нарушение жевания и глотания, а также стесненное и замедленное высовывание и втягивание языка являются признаками дизартрии. Малая скорость речи является другим признаком дизартрии.
Что делать, если у ребенка обнаруживается отставание в развитии речи
К трехлетнему возрасту ребенок, как правило, уже умеет строить предложения. Если же этого не происходит, а также в случае, когда шестилетний малыш не произносит всех звуков, следует обратиться к специалисту. Ждать и надеяться, что нарушение речи само придет в норму, не стоит.
Заметив какие-либо из упомянутых проблем у ребенка, понаблюдайте за ним. Как он играет с другими детьми, стремится ли к общению? Хорошо ли понимает речь, обращенную к нему, если она не поддерживается жестами? Хороший ли слух у ребенка?
Результаты своих наблюдений обязательно изложите специалисту, так как устранение речевых проблем потребует комплексного подхода и взаимодействия педиатра, логопеда, психолога и педагога.
Если же нарушение речи у дошкольников вовремя не откорректировать, то в период обучения в школе проблемы будут лишь множиться. На фоне указанной патологии у младших школьников может развиться дислексия (трудности с овладением процессом чтения) или же так называемое «письменное косноязычие» — дисграфия.
Что такое Расстройство рецептивной речи —
Специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его умственному развитию. Часто дефект фонетико-фонематического анализа и словесно-звукового произношения. Для обозначения этого расстройства применяются термины: афазия или дисфазия развития, рецептивный тип (сенсорная афазия), словесная глухота, врожденная слуховая невосприимчивость, сенсорная афазия Вернике, связанная с развитием.
Распространенность
Частота расстройства варьирует от 3 до 10% у детей школьного возраста. Встречается в 2-3 раза чаще у мальчиков, чем у девочек.
Возможные осложнения
Для ОНР, как и для других речевых нарушений характерно наличие осложнений. В первую очередь это дисграфия, аграфия, алексия. По мере устранения ОНР (ее коррекции), необходимо проводить работу по устранению ее осложнений. Более большие риски есть у детей с первой и второй степенью ОНР, реже для 3 и 4 типа.
Выбери специалиста по отзывам, занимайся индивидуально или в группе.
Помощь логопеда онлайн
Логопеды, дефектологи, подготовка к школе. Дистанционные занятия онлайн.
Логопед по Skype
Профильное образование для помощи детям и взрослым с нарушениями речи.
Переподготовка на логопеда
Причины и факторы риска
Классификация патологического состояния подразумевает деление на органическое и функциональное. Расстройство может являться следствием дисфункций ЦНС, ухудшения слуха. Также его возникновение обуславливают травмы и ушибы головы, повреждение органов речи. Это может быть новообразование мозга, инсульт, тромбоз. У пожилых людей отмечается связь с болезнью Альцгеймера, Паркинсона. В таком случае параллельно происходят патологические расстройства памяти и нарушения психики. Реже дисфункции способствуют эпилепсия, злоупотребление спиртными напитками, ДЦП, инфекционные заболевания головного мозга.
Функциональными причинами речевого расстройства считаются внешние факторы, например, стресс, испуг, истерия, нелеченая патология с детства. Под влиянием приема некоторых лекарственных препаратов (антидепрессанты, транквилизаторы) может снижаться слуховое восприятие, что усугубляет нарушения речи. Немаловажная роль отводится и наследственному фактору. При наличии предрасположенности необходимо наблюдать за состоянием человека в динамике.
Коммуникативные функции у человека страдают и при неправильной установке зубных протезов. Глубокое стрессовое состояние и перенапряжение может привести к дисфонии спастического характера. При этом отмечается напряженность голоса или его исчезновение.
Виды дефектов речи
Разберем самые распространенные дефекты речи у ребенка. Самая распространенная патология — это дислалия, когда у ребенка хороший слух, правильная построенная речь, но есть фонетические дефекты. Чаще всего это плохое произношение звуков свистящих и шипящих.
Заикание — нарушение плавности речи, ее темпа, ритма из-за судорожного состояния мышц. Произносится звук или слог с растягиванием — «м-м-м-мишка», «по-по-получить». В случае заикания нужно обращаться к педиатру, неврологу, психологу и логопеду.
Есть понятие ринолалия — это гнусавость голоса, нарушение резонанса в носовой полости.
Алалия — поражение речи вследствие нарушения речевых зон в головном мозге. Чаще при этом интеллект сохранен, но усвоение письма и чтения труднодостигаемо.
Задержка речевого развития (ЗРР) — речевое расстройство, где есть проблемы всей цепочки речевой системы — и звуковой, и смысловой сторон. Идет нарушения произношения звуков, затруднение со словообразованием.
shutr.bz
Куда обратиться за помощью?
Если вы столкнулись с логопедическими дефектами речи, то вам необходима консультация врача-логопеда. Помимо этого, причина может крыться и в другом. Возможно, нарушение речи вызвано более серьезными проблемами. Иногда при дефектах речи, характеристики которых были представлены выше, необходима консультация следующих специалистов:
- психолог;
- дефектолог;
- отоларинголог;
- стоматолог;
- невролог;
- ортодонт и так далее.
Не стоит пытаться самостоятельно поставить диагноз и заниматься самолечением. Говорить красиво вам поможет только опытный специалист, способный выявить точную проблему.
Разновидности нарушений
Невнятная речь фонационного (внешнего) оформления проявляется отдельно, так и вместе с другими нарушениями. В логопедии существуют следующие разновидности нарушений:
- Афония и дисафония. Проявляется расстройство или отсутствие фонации из-за патологий голосового аппарата. Обычно наблюдается нарушение высоты, силы, тембра голоса.
- Брадилалия. Происходит замедление речевого темпа. К особенности относится медленная реализация артикулярной речевой программы.
- Тахилалия – ускорение темпа речи. Ускоренная артикуляционная речевая программа.
- Заикание. Нарушается организация речи, когда мышцы речевого аппарата подвергаются судороге. Обычно проявляется у детей.
- Дислалия. Эта патология представлена в виде расстройства произношения звуков, когда слух и иннервация речевого аппарата у человека в норме. Проявляется искаженное звуковое оформление слов. Это невнятная речь. Звук может произноситься неправильно, заменяться или смешиваться.
- Ринолалия. Нарушается произношение звуков и тембра голоса, что связано с расстройствами речевого аппарата. Проявляются изменения тембра голоса, когда голосовая струя воздуха при выдохе и при произношении проходит в полость носа. Это становится причиной резонанса.
- Дизартрия. Нарушается произношение, что связано с недостаточной иннервацией речевого аппарата. Это заболевание появляется из-за церебрального паралича, который выявляются в раннем возрасте.
Основные речевые симптомы
Основными речевыми синдромами являются:
- моторная алалия – недоразвитие экспрессивной речи, (затруднение овладения активным словарным запасом и грамматическим строем языка) при достаточно сохранном понимании речи, нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причина моторной алалии – поражение центра Брока (корковый конец рече-двигательного анализатора) и его проводящих путей;
- сенсорная алалия – нарушение понимания речи и фонетической ее стороны вследствие нарушения работы центрального отдела речеслухового анализатора и его проводящих путей при сохранном элементарном слухе;
- афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением речевых зон коры головного мозга в результате мозговых травм, нарушения мозгового кровообращения (инсульты), нейроинфекций, объемных образований и других заболеваний центральной нервной системы; до 3 лет диагноз «афазия» не выставляется;
- заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (син.: логоневроз);
- дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;
- ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата и характеризующееся своеобразным сочетанием неправильной артикуляции звуков и голосовых расстройств;
- дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы и расстройствами иннервации речевого аппарата вследствие поражения корково-ядерных связей, периферических нервов, черепно-мозговых нервов (VII, IX, X, XII пары), мозжечка, подкорковых ядер.
Избавление
Лечение дефектов речи происходит по индивидуальному плану. Сначала специалисту необходимо выявить причину, которая влияет на произношение, только после этого — составить индивидуальный план занятий.
Если у вашего ребенка выявили какой-либо дефект речи, то родителям стоит запастись терпением. Ведь хороший результат зависит от нескольких факторов:
- регулярность;
- усердие;
- настойчивость.
Так как дефектов речи существует большое множество, методов избавления от них также наличествует большое количество. Если после излечения основной проблемы речь пациента не улучшается, то логопеды советуют дыхательную гимнастику или речевую терапию. Эти два метода очень часто применяют после инсульта.
Детский аутизм
При данном заболевании дети не только полностью перестают разговаривать (хотя раньше их речевое развитие никак не отличалось от сверстников), но и погружаются в переживания, отстраняясь от окружающего их мира.
При детском аутизме наблюдается отсутствие элементарных бытовых навыков и речи. К особенностям болезни относятся:
- возбудимость и даже агрессивность;
- зацикленность на чем-то (предпочтение одного продукта, отказ от всего остального, при этом основной показатель — внешний вид, а не вкусовые качества; пример — малыш отказывается пить сок из бутылки, так как всегда его употребляет из картонной коробки);
- отсутствие желания контактировать со взрослыми людьми, минимальный контакт с матерью;
- у малышей развито чувство страха, только есть одна особенность — ребенок может не бояться темноты или высоты, а вот чайник или ложка его могут сильно напугать (эти предметы были взяты в качестве примера).
Диагностика
Первичный диагноз ставится неврологом. Он направляет пациента на дообследование к логопеду. Его приём включает несколько этапов:
- Сбор анамнеза посредством разговора и изучения медицинских справок.
- Оценка поведения в спокойной атмосфере и смоделированной ситуации.
- Осмотр и контроль руками работы артикуляционной системы (патологическая моторика в сочетании с нарушенным движением, произвольные и непроизвольные действия).
- Диагностика голоса и дыхания при помощи компьютерных технологий.
- Оценка подвижности шеи, рук и пальцев (мелкая моторика), способность к удержанию позы сидя или стоя.
- Определение уровня понимания обращённой речи.
- Оценка лексического запаса на соответствие возрасту.
- Определение умения произносить отдельные звуки, в слогах или словах.
Для получения наиболее точных данных пациент должен находиться в состоянии покоя. Наличие нервного или физического напряжения может исказить результаты обследования тонуса мускулатуры. Важна также поза больного — она не должна дополнительно сковывать или доставлять дискомфорт.
Логопед оценивает не только речевые навыки, но и эмоциональную зрелость, уровень мышления, тягу к знаниям, сенсорные и когнитивные функции
Важно уточнить развитие пациента и его навыки, которые имелись до появления первых признаков патологии. Особенно интересны этапы развития речи — гуление, крик, лепет и элементарные слова
Затем можно сделать выводы о тяжести состояния и дать примерный прогноз.
В терапии таких пациентов первично устраняются неврологические проявления. Параллельно проводятся занятия с логопедом по восстановлению или развитию речи. Успешность коррекции зависит не только от качества лечения, но и от тяжести заболевания.
Формы нарушения речи
Название расстройства | Основные симптомы |
Акустико-мнестическая афазия | Речь путанная, невнятная. Паузы между фразами. |
Эфферентно-моторная форма афазии | Отмечается смещение фонем, нарушение артикуляции. |
Алалия | Вербальное общение практически невозможно. Словарный запас недостаточный, затруднено деление на слоги. |
Брадилалия | Замедление темпа речи отражается также и на письме, чтении. Характерна монотонность. |
Дизартрия | Комплексные нарушения затрагивают моторику, дыхание, тембр и силу голоса. |
Дизорфография | Больной делает ошибки при письме, но они не связаны с осознанием правил написания или произношения. |
Дисграфия | Частичные нарушения правописания из-за недостаточного контроля письменной речи. |
Дислексия | Потеря навыков чтения, пациент с трудом осваивает прочитанный материал. |
Дислалия | На фоне нормального слуха и правильной артикуляции отмечается нарушение произношения звуков. Для диагностики привлекают стоматолога. |
ЗРР | Чаще обнаруживают в детском возрасте: скудный словарный запас, монотонная без интонаций речь. |
Заикание | Прерывание темпа происходит циклично, при повторении определенных звуков. |
Осложнения
У детей школьного возраста могут развиваться низкая самооценка, фрустрация и депрессия. Дети с этим расстройством могут также обнаруживать нарушение способности к обучению, проявляющееся в задержке чтения, в результате чего могут возникнуть серьезные проблемы с успеваемостью. Большинство трудностей в обучении лежат в области перцептивных навыков или навыков распознавания и переработки символов в соответствующей последовательности.
Другие поведенческие проблемы и симптомы, которые могут появляться у детей с расстройством развития экспрессивного языка, включают гиперактивность, короткие промежутки, на протяжении которых ребенок может поддерживать внимание, аутичное поведение, сосание пальца, колебания настроения, склонность к попаданию в аварийные ситуации, энурез, непослушание и нарушение поведения. У многих детей отмечается неврологическая патология
Она включает легкие нарушения по органическому типу, снижение вестибулярных реакций и патологические изменения ЭЭГ.
Нарушение звука «л» или «ваканье».
Про нарушение звука «л» в интернете написано очень мало отзывов, видимо его просто не замечают. Хотя я в своей практике с ним встречаюсь очень часто и именно у взрослых людей.
Вот некоторые мнения по этому поводу:
«Ладно, если картавые или шепелявые.. Это просто отвлекает от восприятия информации. Намного хуже дела обстоят со звуком .Если повнимательнее прислушаться ,то это вообще у них — ЭПИДЕМИЯ ! Первый раз резануло слух, когда Андреева сказала «..
водка Курск..» Если на первом канале через одного с дефектами, то на других ТВ (и тем более на радио) вообще полное искажение информации: жилой-живой; влажность-важность; лор-вор; получил-поучил; облучение-обучение; Влад — в ад; куб; случай-сучий; уловки президента …и т.д. и т.п.»
Это мнения людей из интернета – как видите, они довольно разные. Но почти все сходятся в одном – главное, чтобы речь была понятной. Т.е. единичные нарушения звукопроизношения, которые не мешают восприятию речи, принимаются окружающими.
Есть ряд специальностей, в которых к речи работников предъявляются очень жесткие требования, и человеку с «изюминкой» туда сложно попасть: пилоты и диспетчеры авиации, педагоги, дикторы, консультанты, администраторы и т.д. Если деятельность связана с частыми переговорами (лично или по телефону), то работодатели предпочтут взять человека с четкой речью, т.к. он «лицо» их компании. А вы бы пригласили к себе на свадьбу «шепелявого и картавого» тамаду? А няню для ребенка, которая половину звуков не произносит, но зато «женщина душевная»?
ОНР
Существует и такой дефект речи у ребенка, как ОНР (общее недоразвитие речи). Такой диагноз могут поставить, если постановка конкретного диагноза затруднена.
Под ОНР понимают различные расстройства речи, которые могут касаться фонетики, лексики или грамматики. Отличительные особенности заболевания:
- нарушение произношения;
- затрудненность в различении звуков;
- скудный словарный запас;
- трудности со словообразованием и изменением слов;
- несвязная речь;
- малыш начинает говорить поздно (3-5 лет);
- неоформленная с точки зрения грамматики и фонетики речь;
- невозможность оформления своих мыслей.
Классификация и симптомы афазии
Существуют различные классификации форм афазии.
В классификации А.Р. Лурии выделяются следующие формы афазии:
- афферентная моторная афазия – связана с поражением нижних теменных отделов, задних отделов двигательного анализатора;
- эфферентная моторная афазия – связана с поражением заднелобных участков коры — зоны Брока);
- динамическая афазия – связана с поражением отделов мозга, которые располагаются спереди от зоны Брока и речевой зоны Пенфилда;
- сенсорная афазия — связана с поражением зоны Вернике верхней височной извилины;
- семантическая афазия связана с поражением теменно-височно-затылочной зоны мозга;
- акустико-гностическая сенсорная афазия связана с поражением средней височной извилины.
Самым тяжелым речевым расстройством является афферентнаямоторная афазия. Больной афазией данной формы не может по заданию совершать движения губами, языком, другими артикуляционными органами (оральная апраксия). Но непроизвольно эти движения могут выполняться. Оральная апраксия составляет основу артикуляционной апраксии, которая непосредственно связана с произношением звуков.
Артикуляционная апраксия проявляется:
- отсутствием артикулирования речи;
- искажением воспроизведения артикуляционных поз;
- поисками артикуляции.
Также при данной форме афазии нарушены и другие стороны речевой функции.
Эфферентная моторная афазияпроявляется разорванной речью, которая сочетается с застреванием на фрагментах высказывания. Данные недостатки произносительной стороны речи ведут к системным расстройствам письма, чтения, понимания речи (частично). Больные афазией в этом случае с легкостью произносят звуки, но затрудняются в произношении слов и предложений.
При динамической афазииречевой дефект проявляется в виде речевой инактивности и аспонтанности. Трудности в произношении не значимы. Речь больных афазией динамической формы бедна, с преобладанием односложных ответов, нарушается речевое программирование или наблюдаются расстройство грамматического структурирования.
Основным симптомом семантической афазии являетсяимрессивный аграмматизм – неспособность к пониманию сложных логико-грамматических речевых оборотов.
Сенсорная акустико-гностическая афазия выражается грубым расстройством фонематического слуха, то есть происходит нарушение понимания устной речи. На начальных этапах развития афазии больной воспринимает речь другого человека как некий поток звуков. При менее выраженном расстройстве или на более позднем этапе болезни присутствует частичное понимание речи, точное восприятие подменяется догадками. Для больного разные слова могут звучать одинаково, либо одно и то же слово он по-разному воспринимает. В результате происходит расстройство самоконтроля речи, возникает компенсаторное многословие. Наиболее сохранной речевой функцией остается чтение.
Сенсорная акустико-мнестическая афазия проявляется в сфере мнестической слуховой деятельности. У больного утрачивается способность к сохранению в памяти информации, воспринятой на слух. Также наблюдается уменьшение объема запоминания. Все это вызывает трудности в понимании развернутых текстов, в которых задействована слухоречевая память. Симптом афазии в собственной речи проявляется словарным дефицитом.
В классификации Вернике-Лихтгейма выделяются следующие формы афазий:
- корковая моторная афазия Брока (близка к моторной афазии Лурии);
- субкортикальная моторная афазия (близка к афферентной моторной афазии);
- транскортикальная моторная афазия (близка к динамической афазии);
- корковая сенсорная афазия Вернике (акустико-гностическая сенсорная);
- субкортикальная сенсорная афазия – характеризуется грубым нарушением узнавания звуков речи, полным непониманием речи при сохранненном слухе на неречевые раздражители.
- транскортикальная сенсорная афазия (акустико-мнестическая сенсорная афазия).
Состояние афазии, как правило, сопровождается нарушениями функций, связанных с речью – чтения, письма. При любой форме заболевания не наблюдается нарушения лишь звуков речи, либо только слов или фраз. Не встречаются также и изолированные нарушения лишь устной или письменной речи.
Данное расстройство функции речи является системным. Но при одной форме на первое место выходит нарушение звуков, а нарушения в словах, фразах, чтении, письме являются следствием первичного дефекта; а при другой — страдают слова, а другие расстройства уже вытекают из данного нарушения.
Профилактика заикания
Сейчас очень коротко об исправлении дефекта речи под названием заикание. В этом разделе коротко перечислим все, что нужно строго соблюдать родителям ребенка, который страдает от данного недуга.
- Начнем с речи окружающих малыша людей. Все должны говорить четко, правильно и неторопливо.
- По возможности избегайте контакта с заикающимися людьми.
- Не стоит кричать и скандалить при ребенке.
- Любыми силами избегайте травм (как психологических, так и физических), особенно это касается головы.
- Не стоит перегружать малыша различными впечатлениями и большим количеством информации.
- Не торопите развитие ребенка, не стоит стараться сделать из него вундеркинда.
- Избегайте испуга (страшные истории, фильмы и так далее).
- Не бейте малыша и не отправляйте одного в темное помещение в качестве наказания.
Что происходит?
При наиболее серьезных нарушениях речи страдает не только произношение звуков, но и умение различать звуки на слух. При этом ограничен активный (используемый в речи) и пассивный (тот, который ребенок воспринимает на слух) словарь ребенка, возникают проблемы с построением предложений и фраз. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить, вызывают трудности общения с окружающими. В дальнейшем они могут привести к развитию у ребенка закомплексованности, мешая ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и возможности.
По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, различного типа дизартрии, некоторые формы заикания и др.
Алалия — это полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. При сенсорной алалии ребенок плохо понимает чужую речь, причем, не распознает именно звуки речи: слышит, что человек что-то говорит, но не понимает, что именно. Это сходно с тем, как мы не понимаем говорящих на неизвестном нам иностранном языке. При моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой).
Дизартрия (анартрия) — это нарушение произношения, возникающее вследствие поражения нервной системы. При дизартрии страдает не произношение отдельных звуков, а вся речь. Ребенок с дизартрией нечетко, смазанно произносит звуки, голос у него тихий, слабый, или напротив, чересчур резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи ненормально ускорен или чересчур замедлен. Нередко у детей с дизартрией нарушены мелкие движения кисти, они неловки физически.
Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности
Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки — дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата.
Дислалия – это нарушения произношения различных звуков, другое название этого типа нарушений речи – косноязычие. Виды косноязычия весьма разнообразны. Для обозначения их обычно пользуются греческими названиями тех звуков речи, произношение которых нарушено: искаженное произнесение звука «р» получило название ротацизма, звука «л» – ламбдаизма, свистящих и шипящих звуков («с», «з», «ц», «ш», «ж», «г», «щ») – сигмаизма (от греческих букв «ро», «ламбда», «сигма»). Если нарушено произнесение всех согласных и звукосочетаний за исключением «т», так что речь становится совсем непонятной, то употребляют термин «тетизм» (от греческого названия буквы «т» (тета)).
Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами, спазмами в различных частях речевого аппарата. При этом у ребёнка в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет
Очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребёнок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить. Это состояние может длиться до нескольких дней
В таком случае необходимо срочно обратиться к врачу.
Нередко причиной заикания становится испуг или длительная психическая травма. Нарушения речи в дошкольном возрасте, при отсутствии коррекционной работы, неминуемо приведут к проблемам в школе, в частности, может развиться дисграфия — нарушение письма, так называемое, косноязычие в письме. Как правило, оно проявляется, когда ребёнок начинает учиться читать и писать. Причиной этого нарушения является недоразвитие или нарушение фонематического слуха. Кстати, проговаривание вслух всех операций при написании буквы в нужной последовательности – довольно действенное средство для обучения ребенка правильно мыслить о действии, то есть может быть профилактикой возникновения графических ошибок у младших школьников.
В первых классах у ребенка может также проявиться дислексия (алексия) — нарушение процесса чтения или овладения им при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей). В зависимости от того, какие конкретно участки поражены, выделяют различные виды алексий.
Дизартрия
Если у пациента обнаруживается органическая патология головного мозга, вследствие которой нарушается двигательная часть речи, врачи часто говорят о дизартрии. При этом человек способен сформировать мысль, но не может её озвучить. Основным симптомом считается нарушение произношения. Его дополняют проблемы с дыханием, чёткостью речи и артикуляцией.
Характеристика патологии
Заболевание характеризуется обширной симптоматикой. Дизартрические нарушения имеют в себе несколько компонентов:
- спастичность — гипертонус мышц артикуляционного аппарата (становится причиной мягкого произношения согласных, затрудненного размыкания или смыкания губ, гиперсаливации);
- дистония — разность тонуса от полного отсутствия в покое до максимального напряжения при попытке заговорить (в результате одни звуки заменяются другими или искажаются);
- гипотония — низкий тонус мышц органов артикуляции (провоцирует гиперсаливацию, гнусавость).
Если патология возникает в детстве, для неё характерно смешанное поражение: часть мышц находится в напряжении, а другая часть чрезмерно расслаблена. У таких пациентов могут полностью отсутствовать артикуляционные движения или быть незначительно изменены. Со стороны дыхательной системы отмечается малая глубина вдоха и высокая частота в момент разговора. Причина этого − патологическая регуляция процесса со стороны ЦНС (часто сопровождает ДЦП).
При этом больному тяжело менять высоту голоса и проявлять интонации. В результате его сложнее понять, а речь становится эмоционально неокрашенной.
Темп речи у пациентов чаще медленный, иногда появляется скандированность, добавляются лишние ударения. Самым тяжёлым отклонением при дизартрии считается невозможность жевать, откусывать куски и затруднение глотания. В некоторых случаях умение есть твёрдую пищу совсем не формируется. Больным трудно скоординировать работу рта и языка. У них возрастает чувствительность глоточного рефлекса.
Дифференцировать дизартрию от других патологий можно по характерным признакам. В их число входит:
- стойкость патологических проявлений и большие трудности, связанные с их коррекцией;
- нарушения распространяются и на гласные звуки, которые укорачиваются или становятся похожими один на другой;
- автоматизация произношения протекает длительно, при преждевременном завершении работы с логопедом вероятны откаты к первоначальному уровню;
- палатализация — согласные звуки произносятся мягко;
- шипящие и свистящие произносятся сквозь зубы или через уголки рта;
- речь заметно ухудшается при больших объёмах произносимых слов;
- звонкие согласные звуки произносятся глухо;
- часто возникают гиперкинезы — артикуляция слишком вычурная, движения неритмичны.
В зависимости от проявлений патологии определяют её вид (астеническая, гиперкинетическая или смешанная). Это делает логопед на очном сеансе. Он учитывает не только данные собственного обследования, но и результаты заключения невролога.