Виды памяти в психологии

Как улучшить память ребенка?

Лучше запоминается

значимый материал – ребенок понимает, что это важно и почему; материал вызывающий эмоции; регулярно используемый, включенный в постоянную деятельность; материал, связанный с тем, что ребенок хорошо знает; образное мышление – представь себе
факты, на которые обращалось пристальное внимание материал, который удалось воспроизвести, повторить в уме осмысленный, структурированный материал группированный материал запоминание картинок дошкольникам до 10. каждый образ последовательно связывают в
стих

пиктограммы. пересказал. повтор через 2 часа. повтор 3 раза перед сном повтор с утра. слуховая память. произнести 15 словосочетаний – история. специфичная и абсурдная. цифры – образы. 3-х значные диктовать числа – короткие истории. даты рождения, даты событий пушкин

что делать

определить какой вид памяти является ведущим (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная). необходимо использовать данный вид памяти при запоминании нового материала. Дети со звуковой памятью лучше запомнят прочитанное вслух. ребенок с двигательной памятью – запомнит то, что он записал. те у кого зрительная память, легче запоминают то, то они увидят. при этом желательно пользоваться текстовыделителем, схемами, таблицами. дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо запоминают иллюстрированный материал. определить к какому типу относится. для определения ведущего типа памяти предложите ребенку несколько отрывков текста одного размера. Первый необходимо прочитать «про себя», второй вслух, третий переписать, четвертый прочтите ребенку вы. затем ребенок должен пересказать отрывки. тот, который запомнился лучше, тот вид восприятия у ребенка более развит. тренировать память. учить наизусть пословицы, загадки, четверостишья, постепенно переходя к более длинным стихам. результатом тренировок становится задействование для запоминания большого количества нейронов. расширять кругозор. с раннего детства читать ребенку. также помогают развивающие мультфильмы, игры, телевизионные передачи. Чем больше информации отложится у ребенка за первые годы жизни, тем легче будет запоминаться в школьные годы. отдых от умственных нагрузок. хотя дети намного легче взрослых воспринимают информацию, но они также страдают от переутомления. Особенно, если оно сопровождается стрессами. Это состояние значительно снижает память и сказывается на других познавательных процессов. Необходимо учитывать, что память ухудшается на 4-6 уроке, в четверг и пятницу. Это особенно заметно в последние недели четверти

в такие периоды важно обеспедить ребенку полноценный отдых. наилучшим вариантом будут активные игры на свежем воздухе

улучшать слаженность работы полущарий мозга. пальчиковая гимнастика. Упражнение «палец – кулачок» больше материала по данной теме. чем больше ребенок будет знать о животных, тем легче ему будет запомнить новые факты о них. игра «кулачек — пальчик» тактильная память. прощупывание игрушек с закрытыми глазами. расставить игрушки на столе, посмотреть 10 секунд, затем забрать один предмет. дошколники 5-7. устный счет развивать двигательную память. метод ассоциаций подключение эмоций – создание образов. помогает запомнить фразы, цифры.

Приемы легкого запоминания

  1. запоминание иностранных слов в виде нелепых образов
  2. запомнить список или номер телефона – расставить предметы по порядку на хорошо известном маршруте запомнить,
  3. запомнить фамилию человека легче, если связать ее с внешними особенностями. Также запоминанию способствует повторение несколько раз про себя. Затем обратитесь к новому знакомому по имени под любым предлогом: «Иван Петрович, если я Вас правильно понял». ассоциировать со знакомым человеком с таким же именем.
  4. текст. записи, пиктограммы – основное в предложении
  5. Память подобна мышце – она нуждается в тренировке. пока вы ее тренируете – она улучшается. В том случае, если нет необходимости задействовать память, то она ослабляется.

2.1 Намерения и актуальные цели действия

Прежде чем перейти 
собственно к опытам, мы хотим обсудить
некоторые вопросы с целью 
предварительного ограничения нашей 
проблемы. Каждое намерение связано
с будущим, это означает, что речь идет о собственно
намерении только тогда, когда что-то намечается
сделать позднее. На основе намерения
возникает потребностное напряжение, приводящее к его осуществлению. Между
актом принятия намерения и выполнением
намерения существует временный интервал,
в течении которого напряженная система
существует, но временно не проявляет
себя.

Обозначить все планы 
и цели как намерения значило 
бы необоснованно расширить применение
этого термина. Мы будем говорить о намерении
только тогда, когда возникающая напряженная система вначале
относительно отделена от моторики.

Испытуемым дается инструкция
выполнить ряд заданий и решение 
зафиксировать письменно. Перед испытуемым лежат маленькие
листочки бумаги одинакового цвета и величины.
Каждое задание должно быть выполнено
на новом листе. После того как даны общие
инструкции о решении заданий, еще перед
постановкой отдельных задач экспериментатор
предлагает испытуемому в конце каждого
задания подписать лист своим именем.
Это и есть намерение, забывание или запоминание
которого будет особо исследоваться. Испытуемый
же думает, что подпись нужна для сортировки
листов.

Мы начинаем с серии,
в которой рассматриваемое намерение не забывалось никогда
(или почти никогда), и сравниваем ее с
серией II, где была введена пауза.

В ходе опыта испытуемому 
предъявлялся ряд однородных заданий 
со спичками или городами, которые 
он воспринимал как основное задание.

Параллельно с серией I проводилась серия II. Серия
II отличалась от I тем, что после пятого
задания вводилась 5—10-минутная пауза.
После паузы испытуемый опять возвращался
к заданиям со спичками.

Результаты показали,
что в серии I и первой части 
серии II, без введения паузы, намерение — подпись выполняется
хорошо. Перед паузой для испытуемого
во время заданий неизменно существует
ситуация «испытуемого, решающего задания
опыта». С паузой же меняется вся ситуация
в целом. Испытуемый с удовольствием занимается
развлекательным заданием, часто сам показывает
экспериментатору задания, которые тот
не знает. Испытуемый вдруг начинает вести
себя совершенно свободно. Он уже не видит
в собеседнике экспериментатора, который
хочет проверить его, а скорее знакомого,
с которым он оживленно беседует. После
этой «маленькой передышки» снова
возвращаются к собственному опыту. Испытуемый
снова выполняется задания прежнего вида,
но забывает подпись. Это кажется странным.
Еще более удивительно то, что, начиная
со следующего задания, намерение опять
выполняется регулярно.

Описание видов по длительности хранения

По продолжительности закрепления и сохранения информационных следов память делится на 3 основные разновидности:

сенсорная память производит молниеносное удержание только что полученного органами чувств образа или явления, которые удерживает примерно полсекунды, затем значимые сведения направляются в краткосрочное хранилище, остальные следы стираются;

Таким образом, механизм закрепления в голове информации состоит из трех уровней. Сначала задействуется сенсорный регистр, затем информация отправляется в краткосрочное хранилище и оттуда помещается на длительный срок в архив. Рассмотрим подробно эти этапы.

Первичная стадия обработки новых сведений происходит на сенсорном уровне. Моментальные отпечатки незначительное время остаются на периферических участках анализаторов. Данному уровню характерна условность. В голове удерживаются только физические признаки без какого-либо кодирования. Большая часть различных сигналов быстро разрушается и угасает. Старые информативные следы мгновенно замещаются новыми символами. Сенсорный регистр обладает слишком маленьким объёмом хранилища, поэтому субъект воспринимает мир в его непрерывной целостности. В противном случае вместо единой картинки вырисовывались бы не связанные между собой изображения. Моргание приводило бы к забыванию предшествующей информации. Звуки тоже состояли бы из отдельных отрывков.

На этапе кратковременного сохранения воспринятые сведения эмоционально переживаются, реконструируются. Кодирование происходит на зрительном и акустическом уровнях. В этот момент происходит отсеивание несущественных данных, поэтому случайные и ненужные сведения не перегружают мозг. После утрачивания какой-то доли материала оставшаяся часть успешно закодированной информации помещается на длительное хранение в архив.

В основе долговременной памяти наблюдаются следующие процессы: кодирование знаний, архивация и извлечение. Качество шифровки информации зависит от активности и осмысленности. Кодирование происходит на семантическом уровне. При осознании цели и мотивации включаются определённые эмоции и активное воображение. Немаловажными факторами для сохранения нужного уровня информации являются анализ и структурирование осваиваемых знаний, поиск и выделение основных мыслей, установление логических цепочек между фрагментами текста, выстраивание ассоциативных рядов, а также повторение материала. Надёжный архив сохраняет воспринятые сведения, разделённые на множество рубрик и разложенные по полочкам.

Между кратковременным и долговременным запоминанием имеется промежуточное звено в виде оперативной памяти. Оперативное хранение материала происходит на протяжении определённого времени от нескольких минут до какого-то количества дней в зависимости от поставленной конкретной задачи: человеку может потребоваться удерживать в голове промежуточные сведения. Например, для выполнения арифметического действия нужные цифры надо помнить несколько минут, а для реализации какого-то проекта необходимые параметры следует держать в голове на протяжении недели или даже месяца. Затем происходит вытеснение ненужных фактов с целью освобождения места для новых исходных данных.

Игры на зрительную память

Можно помочь ребенку-дошкольнику развить хорошую зрительную память и при этом потренировать или проверить свою. Предлагаем несколько игр на зрительную память:

Назови картинку

Приготовьте 10-12 картинок, разложите их на столе и рассмотрите вместе с ребёнком в течение 1 минуты. Затем спрячьте или накройте картинки и по очереди с ребёнком называйте по одной, не повторяясь. Проиграет тот, кто не сможет назвать картинку из оставшихся.

Что изменилось?

Приготовьте около 8 мелких предметов или игрушек. Подойдут карандаш, ручка, резинка, брусок пластилина, машинка, заколка, монетка, пуговица и т.д. Разложите предметы на подносе, дайте ребенку рассмотреть в течение 40 секунд, попросите его отвернуться и измените что-либо (уберите, добавьте или поменяйте расположение предметов). Так что изменилось? Поменяйтесь с ребёнком местами, теперь Ваша очередь.

Нарисуй по памяти

Приготовьте несколько листов бумаги и карандаш. На одном листе нарисуйте простую фигуру или узор, покажите ребенку в течение 20-30 секунд, уберите, попросите нарисовать по памяти. Вместе посмотрите, что получилось. Теперь Ваша очередь.

Игры на развитие зрительной памяти могут стать полезной привычкой, частью жизни, такой же естественной и неотъемлемой, как зарядка или умывание. А Вы научитесь подмечать детали, мгновенно «схватывать» их и удерживать в памяти. Кроме того, упражнения для развития зрительной памяти могут стать любимым совместным занятием с детьми. Не огорчайтесь, если что-то сразу не получается: за любым достижением стоит кропотливая работа. Зато в Ваших силах сделать её увлекательной, превратить в игру, полюбить.

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Особенности памяти

Существуют индивидуальные особенности памяти, которые влияют на процессы запоминания и воспроизведения информации в целом. К таким особенностям относят: 

  • скорость запоминания;
  • точность воспроизведения;
  • прочность (насколько хорошо запоминаются данные);
  • готовность к воспроизведению (насколько быстро и легко человек вспоминает информацию).

Любая информация, которая поступает в мозг человека, с течением времени искажается. Только в первые минуты и часы данные остаются наиболее достоверными, а потом они уже проходят обработку сознанием, которое, естественно, индивидуально у каждого человека. Соответственно, утверждать, что человек запоминает изначальную информацию с точностью, некорректно. Даже если память какого-то человека развита до высочайшего уровня, он не может избежать искажений в бессознательной части мозга.

Одна из форм искажений — это забывание. Естественный процесс, который протекает параллельно сохранению. Человеческому мозгу свойственно избавляться от информации, к которой в течение некоторого времени не обращались и не проявляли интереса. Забываться могут как мелкие детали, так и полноценные действия.

Примечание

В некоторых случаях человек может забывать даже значимые события своей жизни, однако чаще всего это происходит из-за нарушения психики или блокирования мозгом негативных воспоминаний.

Например, повзрослевший человек может абсолютно не помнить внешности погибшего в его детстве родителя. Мозг ограждает его от информации, которая может причинить боль. Амнезия — высшая степень такого рода нарушений, которая может быть вызвана как психологическими потрясениями, так и физическими травмами.

Упражнение для меткости и точности жестов

  1. Закрепите лист либо на столе, либо на стене.
  2. Упритесь локтем в лист, затем опустите предплечье и кисть.
  3. Закройте глаза.
  4. Не поднимая локоть, и не используя запястье, сделайте круговое движение предплечьем и нарисуйте на бумаге дугу.
  5. Верните руки в начальное положение и нарисуйте еще одну дугу. Они должны совпадать.

Двигательная память в нашей жизни играет не последнюю роль, а может даже одну из главных. С ее помощью все наши действия носят осмысленный характер. Когда вы будете кататься на роликах в парке с друзьями, печатать комментарий к этой статье или мчаться по трассе – помните, что всем этим вы обязаны всего лишь одной маленькой функции нашего умного организма, который добросовестно выполняет свои обязанности. Если вы хотите прожить осмысленную жизнь и до самой старости сохранить бодрость и активность, помогайте своему телу и сознанию! Делайте все, что в ваших силах, чтобы сохранить его работоспособность как можно дольше!

Произвольная и непроизвольная память у детей

Ребенок — удивительное создание. Уже в раннем возрасте ему под силу запоминать слова, предметы. Кажется, что его никто этому не учил, а дитя произносит такииие фразы. Здесь хочется поставить восклицательный знак.

И все это благодаря памяти.

Памяти свойственны произвольность и непроизвольность. Как раз о непроизвольной детской памяти тут и стоит порассуждать.

На основе непроизвольной памяти без применения каких-либо мнемических усилий формируется основной жизненный когнитивный опыт ребенка. Все время поражаюсь этому процессу. Когда приезжаю к своей внучке возрастом менее трех лет, всегда поражаюсь, как много она знает по сравнению с предыдущим моим приездом. Новые выражения, да такие своеобразные. Откуда она этого набралась. Родители уж точно такому не учили. Но ведь где-то услышала. Понятно, что телевидение и компьютер играют тут весьма развивающую роль. Но ведь нужно это все налету схватить и запомнить. Вот такой удивительный процесс — эта память.

Хорошо, с этим понятно. Хотя тут можно было бы поговорить о мозговых процессах непроизвольного запоминания. Но боюсь, что это уже тема другого сайта. Не будем вдаваться в медицинские и психические терминологии.

Что же касается нашей сайтовой тематики, то достаточно сказать, о том, что детям свойственно запоминание. Ребенок запоминает непроизвольно очень много информации.

Но подходит время идти ребенку в школу. И тут непроизвольности запоминания мало. Объем школьной информации потребует от малыша больших усилий, чтобы удержать ее в памяти. На смену непроизвольной памяти должна прийти произвольная. Память у детей надо формировать.

Учебная информация непроизвольно запоминается далеко не у каждого школьника.

Для формирования произвольной памяти часто используют различные приемы, специальные игры и упражнения. Те методы, которые подходят данному возрасту.

В старшем дошкольном возрасте в игре создаются самые благоприятные условия для произвольности запоминания. Особенно эффективно этот процесс происходит в коллективных играх. Детей просят запомнить, например, картинки, а потом их назвать по памяти. Каждый ребенок хочет победить, выиграть это соревнование и старается запомнить больше других.

Такой дух соперничества является отличным приемом формирования произвольности памяти.

На тему произвольности и непроизвольности памяти старших дошкольников написана курсовая работа. Ознакомиться с планом этой работы можно ниже. Заказать можно по адресу на главной странице.

Пожалуй, важнейшей особенностью человеческой психики является память. Благодаря ей индивид способен удерживать каждый когнитивный элемент.

Если сказать проще, то благодаря памяти как психическому процессу человек может воспроизводить любую информацию.

Ребенок — удивительное создание. Уже в раннем возрасте ему под силу запоминать слова, предметы. Кажется, что его никто этому не учил, а дитя произносит такииие фразы. Здесь хочется поставить восклицательный знак.

И все это благодаря памяти.

Памяти свойственны произвольность и непроизвольность. Как раз о непроизвольной детской памяти тут и стоит порассуждать.

На основе непроизвольной памяти без применения каких-либо мнемических усилий формируется основной жизненный когнитивный опыт ребенка. Все время поражаюсь этому процессу. Когда приезжаю к своей внучке возрастом менее трех лет, всегда поражаюсь, как много она знает по сравнению с предыдущим моим приездом. Новые выражения, да такие своеобразные. Откуда она этого набралась. Родители уж точно такому не учили. Но ведь где-то услышала. Понятно, что телевидение и компьютер играют тут весьма развивающую роль. Но ведь нужно это все налету схватить и запомнить. Вот такой удивительный процесс — эта память.

Хорошо, с этим понятно. Хотя тут можно было бы поговорить о мозговых процессах непроизвольного запоминания. Но боюсь, что это уже тема другого сайта. Не будем вдаваться в медицинские и психические терминологии.

Что же касается нашей тематики, то достаточно сказать, о том, что детям свойственно запоминание. Ребенок запоминает непроизвольно очень много информации.

Классификация по психической активности

Специфические особенности человеческой памяти заключаются в том, что она участвует в мыслительных процессах. Индивид способен мечтать, комбинировать понятия или образы. У человека есть воображение и эмоции. Людям бывает очень трудно забыть неприятные воспоминания. Психические свойства личности способствуют воспроизведению отдельных переживаний прошлых событий.

Для мысленного восстановления фактов и сведений субъекту необходимо оживить все воспоминания, припомнить нужные ассоциации и обстановку времён происходящих действий.

Человек может восстановить давно прошедшие события искажённо. В отличие от него компьютер воспроизводит внесённые данные очень точно. Файловая система не даёт ошибиться электронике. Различия в обработке информации у людей и энергозависимых устройств наблюдаются в том, что электроника кодирует сведения с помощью процессора, а человек передаёт данные по нервным клеткам.

У людей в голове творится некий беспорядок. Им надо выискивать среди множества мелькающих мыслей одну, относящуюся к нужной теме. Мозг не хранит ничего в готовом виде. В отличие от человеческой памяти энергозависимые запоминающие устройства могут сохранять содержимые данные только при наличии напряжения питания.

При условном разделении на основные разновидности по характеру психической активности психологи принимают во внимание рецепторы и анализаторы, участвующие в восприятии, обработке и сохранении получаемых данных

Образная

Акт запоминания производится путём восприятия образов через какие-то сенсорные системы. Воспроизведение осуществляется в форме представлений. Субъект запоминает картинки природы, жизненные явления, звуки, запахи, вкус. Индивид способен восстановить в памяти отсутствующий предмет по отпечатавшемуся в голове образу, детально охарактеризовать его. Он может представить себе запах и вкус только что приготовленного шашлыка, аромат чайной розы, трель соловья.

Двигательная

Младенец наделён условными двигательными рефлексами, которые постепенно перерастают в моторную память. Она начинает формироваться у малыша в первые месяцы жизни. Держание головы, ползание, первые шаги осваиваются посредством двигательного запоминания. В дальнейшем фиксация и воспроизведение двигательных операций принимает сознательный характер. Ребёнок учится одеваться, умываться, чистить зубы, держать ложку, стричь ногти, застилать постель, причёсываться. Среди этих действий находится ходьба, бег и письмо. Запоминаемые движения формируют основную базу трудовых навыков и практических двигательных операций. Молодые специалисты постепенно осваивают профессиональные умения. Движения со временем доводятся до автоматизма. Этот вид запоминания очень важен для спортсменов и танцоров.

Эмоциональная

Наиболее надёжным и прочным хранилищем любых сведений является архив памяти, сформированный на базе различных чувств: радость, огорчение, страх. Это могут быть нанесённые обиды, которые невозможно забыть, или стыд за собственные поступки. Пережитые и сохранённые эмоции выступают в качестве сигналов, побуждающих к действиям или удерживающих от них. К концу первого года жизни данный вид запоминания ярко проявляется у детей. Ребёнок может рассмеяться или расплакаться, увидев доставившую ему радость вещь или предмет своего страдания. Субъект может начисто забыть какие-то события, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы, а впечатления и чувства остаются в хранилище головного мозга. Закреплённые в мозговых структурах фрагменты могут воспроизводиться в мельчайших деталях мгновенно в виде ярких фотовспышек. Этот тип запоминания оказывает огромное воздействие на личность. Эмпатия и сочувствие к людям базируется на эмоциональной памяти.

Словесно-логическая

Основу данной разновидности памяти составляют слова и мысли. Эти два понятия взаимосвязаны: слова возникают в результате размышлений, а мысли воплощаются с помощью различных языковых форм. Основной смысл материала, полученного в результате мыслительного процесса, передаётся в буквальном словесном оформлении. Форма подачи информации зависит от понимания текста, от способности находить важные и второстепенные части, от уровня речевого развития.

Развитие памяти у детей

С раннего детства развитие памяти реализовывается в нескольких направлениях. Первый путь предполагает, что механическая память постепенно начинает изменяться, дополнятся, а потом совсем замещается логической. Второе направление предполагает непосредственное запоминание информации, постепенно превращаясь в опосредованное, которое применяется в запоминании и отражении разных мнемических средств. Третий путь заключается в непроизвольном запоминании, которое доминирует в детстве, но с возрастом становится произвольным.

Создание внутренних способов запоминания зависит от развития речи. Запоминание, которое переключается с внешне опосредованного на внутреннее, связанное с метаморфозами речи из внешней во внутреннюю.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста, в частности, процесс непосредственного запоминания идет немного скорее формирования опосредованного запоминания. И вместе с этим становится больше разрыв в производительности этих видов запоминания на пользу первого.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста выражается одновременным развитием прямого запоминания и опосредованного, но быстрым вырабатыванием опосредованной памяти. Развиваясь большими темпами, опосредованное запоминание догоняет по продуктивности непосредственное.

Развитие данного процесса у детей дошкольного возраста выражается постепенным переходом ненамеренного запоминания к произвольному. У детей среднего дошкольного периода, примерно к четырехлетнему возрасту, запоминание и воспроизведение, какие еще не поддавались обучению мнемическим функциям и в природных условиях развития, являются непроизвольными.

Старшим дошкольникам в таких же условиях свойствен постепенный переход невольного к произвольному запоминанию материала. Одновременно, в соответствующих процессах начинается практически самостоятельный процесс развития специальных перцептивных действий, развитие опосредствующих мнемических процессов, направленных на улучшение запоминания и отображения материалов.

Не все эти процессы развиваются одинаково у всех детей с возрастом, одни имеют свойство опережать других. Так, произвольное воспроизведение развивается быстрее за произвольное запоминание и перегоняет его в развитии. Развитие памяти зависит от заинтересованности и мотивации ребенка в выполняемой им деятельности.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста характеризуется преобладанием непроизвольной, зрительно-эмоциональной памяти. В младшем – среднем дошкольном периоде, хорошо развитые механическая память и непосредственная.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста проистекает достаточно хорошо, особенно это касается механического запоминания и его прогрессирования за период трех-четырех лет обучения, которое осуществляется очень быстро. Немного в развитии отстает логическая и опосредованная память, но это нормальный процесс. Детям в их обучении, работе, игре и коммуникации вполне хватает механической памяти. Но специальное обучение мнемическим приемам детей с первых их лет обучения, существенно улучшает продуктивность логической памяти. Неприменение этих приемов, или неумелое их применения на практике, может быть причиной слабого развития произвольной памяти детей раннего возраста. Хорошему развитию данного процесса детей способствует применение специальных мнемических заданий, они ставятся перед детьми соответственно к их деятельности.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Заключение

Несмотря на многочисленные эксперименты по изучению памяти, проведенные за время существования психологии как науки, и на то, что на современном этапе в психологии уже накоплен обширный материал, проливающий свет на проблему памяти человека, в настоящее время данная проблема изучена не в полной мере.

Память имеет глубокие филогенетические (эволюционные) корни, и в различных формах и уровнях развития присуща всем живым организмам как инструмент приспособления к окружающей среде. Следовательно, как и все особенности живых организмов, память имеет свои физиологические основы, однако и они к настоящему времени изучены недостаточно.

Некоторые исследования памяти, проведенные в последние десятилетия, дают в высшей степени перспективные и поразительные результаты. Так, например, по итогам одного из таких исследований обнаружилось, что «запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими биохими­ческими процессами, в частности с модификацией РНК, и что следы памяти мож­но переносить гуморальным, биохимическим путем» . Это говорит о том, что теоретически существует возможность физиологической передачи информации, воспринятой и сохраненной в памяти одного человека, другому человеку или нескольким людям. Кроме того, одной из неразгаданных тайн является подтвержденное результатами научных исследований наличие памяти (или ее аналога) не только у человека и животных, но и у растений . Не до конца изучены и особенности людей, обладающих феноменальной или эйдетической памятью .

Таким образом, многие вопросы в исследовании памяти еще остаются открытыми, и продолжение изучения памяти – предмет дальнейших научных исследований. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector