Внимательность и её виды в психологии

Произвольное

Сущность произвольного внимания заключается в полном всестороннем контроле той или иной ситуации либо конкретного объекта. Деятельность головного мозга в таком случае целенаправленна и часто поддерживается второй сигнальной системой.

Примечание

Именно благодаря такому свойству, у ребенка закладываются навыки поведения из устных указаний родителей.

Такой вид внимания исторически связан с ролью труда в появлении вида «человек разумный». С современной точки зрения, его главная функция — регулировать процессы, происходящие в психике человека.

Постановка задачи

Произвольное внимание характеризуется целенаправленностью и осознанностью. Осуществление задуманных планов начинается с определения задач и способов их решения

При этом с помощью анализа определяются оптимальные пути и варианты достижения цели.

Постановка задачи является обязательным условием произвольного внимания. В дальнейшем, характеристика процесса подразумевает конкретную направленность действий, которая, по собственной оценке, обязательно приведет к решению задачи. Такой механизм управляемый, но эмоционально и физически строгий. Поэтому часто требует много сил и ведет к утомлению.

Ставя перед собой задачу, человек начинает действовать организованно, координирует свои умственные и физические усилия

Поэтому организованность считается второй отличительной чертой действий, которыми руководит произвольное внимание

Достижение поставленной цели требует достаточного времени. Поэтому такой вид внимания не может исчезнуть внезапно, как непроизвольный.

Направленность

Признаки, характеризующие произвольное внимание, могут привести к позитивным и негативным последствиям. Так, направленная концентрация внимания в определенном направлении ведет к уверенному достижению цели, изысканию наиболее выгодных и оперативных способов решения поставленных задач

В то же время такая форма психической деятельности требует большого волевого усилия, истощающего психический потенциал. Длительное напряженное внимание ведет к переутомлению и, в конечном итоге, недовольству выполненной работой.

По направленности умственного напряжения разделяют:

собственно осознанное внимание для получения намеченного результата;
волевое напряжение для изоляции сознания от отвлекающих факторов и концентрации внимания на основной цели;
внимание, проявляющееся в ожидании.

Направленность внимания — селективный характер познания, выделяющий из существующих факторов предпочтительные для достижения поставленной цели.

Направленность произвольного внимания может иметь непосредственный характер или выражаться в опосредованном воздействии на объект

В первом случае это внимание, направленное непосредственно на поставленную цель. Во втором — желаемый результат достигается путем опосредованного воздействия на различного рода дополнительные средства

К ним можно отнести слово, мимику, знаки (например, стрелки).

Большое значение в направленности сознания имеют эмоциональные составляющие. Под ними подразумеваются мотивирующие стимулы и желание сохранить событие в памяти.

Механизм действия

Классификация формирования сознания предполагает различные механизмы его развития. Для управляемой формы установлено, что ведущая роль отводится второй сигнальной системе, выражаемой словами или речью. Описание механизма развития произвольного внимания у детей приводят в своих работах Л.С.Выготский и А.Н.Леонтьев. По их мнению, способы организации внимания ребенка побуждает определить взрослый человек. Делает это он с использованием слов, жестов, привлечением внимания ребенка к факторам окружающей среды.

Метод 3: Скорочтение

Прием скорочтения является хорошим методом для закрепления навыка концентрации внимания и увеличения объема одновременно обрабатываемой информации. Этот метод доступен не только взрослым, но и детям школьного возраста. Способ обучения подробно описан в различных пособиях по психологии. Чаще всего обучение начинается с работ со специальными таблицами, в которых прописаны в хаотичном порядке в ячейках разных размеров и форм одно- и двузначные числа. Нужно сконцентрировать взгляд на центре таблицы и периферийным зрением находить по порядку все числа от меньшего к большему или наоборот. Так тренируется периферийное зрение — чем дольше упражняться, тем отчетливее становятся видны числа, удаленные от центра таблицы. При этом увеличивается объем информации, которая в один момент поступает на обработку в мозг.

Результатом освоения этого навыка является еще и экономия времени при изучении большого объема информации, что сказывается на продуктивности решаемой задачи в целом. Для того, чтобы изучить несколько источников информации в поисках необходимых данных, требуются уже не часы, а минуты.

Что такое внимание?

Внимание — стадия сознания, при которой процессы познания сосредотачиваются в определенном направлении. В большей степени результаты его деятельности заметны при наличии сенсорных или интеллектуальных действий

Основные характеристики внимания:

  • возможность концентрации;
  • устойчивость;
  • целенаправленность;
  • сосредоточенность;
  • переключаемость;
  • одномоментное сосредоточение на нескольких темах.

Эти свойства объясняются интересом только к тем фактам и объектам, которые представляют значимость для потребностей человека

Насколько актуально положение рассматриваемого объекта для деятельности человека, настолько пристальнее внимание развивается в его сознании

Внимание вызывается интересом конкретного индивидуума к объекту, его потребностями, установкой на познание, направленностью мышления и прочими психологическими трактовками. Проявление внимания — выражение сознаваемости действия, ориентировки на субъект и сосредоточении его в центре сознания

Почему важно уметь распознавать истерическое расстройство личности?

Независимо от того, идет речь о коллегах, друзья, родственниках или любимых, очень важно распознать истерическое расстройство личности у человека. Так вы сможете помочь вашим отношениям, сделав как свою жизнь, так и жизнь этого человека проще

Например, представьте себе, что ваш босс страдает от истерического расстройства личности. У него случаются резкие перепады настроения, а также имеется неприятная привычка превращать небольшие недочеты с вашей стороны в огромные ошибки. Он также не может концентрироваться на своих обязанностях, поэтому передает вам свою работу. Если бы вы не знали, что у него истерическое расстройство личности, ваш начальник, вероятнее всего, сводил бы вас с ума. Однако теперь, когда вы знаете о его проблеме, вы можете научиться приспосабливаться и кооперировать.

Теории

Существует большое количество теорий, связанных с вниманием. Считается, что не все информационные потоки, которые человек получает, могут быть обработаны

И, по сути, человек сам определяет, что ему нужно, а что — нет. Ярким примером тому являются автомобилисты. В поездке они меньше видят и замечают, чем их пассажиры, поскольку их внимание сосредоточено не на том, что происходит на улицах, а на знаках дорожного движения и светофорах. В то же время они могут не заметить чего-то очень интересного на тротуаре. Но возникает вопрос, когда именно происходит выбор у человека: до появления раздражителя или уже после.

Британский экспериментальный психолог Дональд Бродбент выдвинул теорию ранней селекции и фильтрации. Он предлагал участникам одновременно прослушивать разную информацию, одна из которых представляла определенный интерес для них. В итоге именно интересную участники эксперимента вспомнили лучше, чем ту, что звучала на фоне. Это позволило ученому говорить о том, что наш мозг располагает некоторыми «фильтрами», через которые неважные для человека сведения просто не могут пройти

Во всяком случае до тех пор, пока он не соизволит сознательно уделить этим объектам свое внимание. Тогда блокировка мозга будет снята

Но куда же поступает тогда пока ненужная информация? Бродбент предположил и обосновал, что она также сохраняется в мозге, но в определенном «хранилище до востребования». Пока данные не нужны, они не обрабатываются. Отсюда эффект внезапного узнавания – «где-то я это уже слышал, а вот где — не помню»

Британский психолог создал довольно стройную теорию, но не предусмотрел и не смог объяснить, почему все-таки мозг самостоятельно переключает внимание на семантически значимые раздражители, например на имя человека

Этот вопрос долго не давал покоя научным кругам, и позже гарвардские выпускники – ученики Дональда Грей и Веддерберн – повторили эксперименты учителя, но подавали в разные уши испытуемым значимые и незначительные слова. Все участники эксперимента подтвердили, что слова, смысл которых для них имеет значение, запомнились лучше, чем числа и бессмысленные слова. Таким образом, ученики превзошли учителя и объяснили, что «фильтр» не тотальный, через него все-таки проникают слова, семантика которых воспринимается человеком как значимая.

Британский психолог, специалист по изучению внимания Энн Трисман сформулирована еще одну теорию, получившую название «модель аттенюатора». Она постаралась объяснить, куда уходит не прошедшая фильтрацию информация, как именно она сохраняется на глубинном уровне

Также Энн обозначила понятие барьерной важности, доказав, что человек обязательно реагирует на семантически важные для него понятия, даже если они приходят из источников, не заявленных в приоритете. Имя, фамилия, резкий окрик, слова типа «тревога», «пламя», «война», «беги» заставляют человека мгновенно переключиться с восприятия важной информации на новую, для которой нет никаких фильтров, барьеров

Над вопросами внимания поработали и другие специалисты. Например, эксперт в области влияния музыки на психику Диана Дойч и ее коллега Дональд Норман предложили теорию, согласно которой человек получает все сто процентов информации, и только потом она анализируется и отбирается. Что-то оставляется за ненадобностью, что-то поступает на более глубокий анализ. Израильско-американский психолог Даниэль Канеман заявил, что дело вообще не в выборе

Он назвал внимание ресурсом, который способен распределяться между раздражителями. Чем выше раздражение, тем выше продуктивность внимания человека

Свои модели и теории предложили и другие ученые — Чарльз Эриксен, Майкл Познер. Но не только теориями жива наука

Проводили и практические исследования, которые были направлены на выделение тех участков мозга, которые и в ответе за наше внимание, — куда поступает информация, чем или кем она обрабатывается, где хранится. В частности, Познер выделил определенную активность в лобной доле мозга, когда человек решает серьезные задачи, требующие высокой концентрации

И активность в таламусе и области движения глаз, когда внимание не носит сознательного или напряженного характера.

Эксперименты на открытом мозге показали активность в мозолистом теле и позволили четко понимать, что выборочное внимание поддерживается левым полушарием, а уровень бдительности и настроженности человека — правым. Пока человек сосредоточенно удерживает внимание на чем-то, его гиппокамп генерирует интенсивные тета-ритмы, а нервные клетки вырабатывают особый нейромедиатор — ацетилхолин

Вот почему многие органические поражения мозга, психические болезни протекают с существенным нарушением внимания.

Как сосредоточенность сказывается на работе

Наглядный пример. Увеличительное стекло способно сжечь поле, стать причиной лесного пожара или спасти чью-то жизнь. Вы спросите, как? Очень просто, оно способно концентрировать солнечные лучи в одной точке.

Немного статистики. Люди, которые ходят на работу работать, действительно работают всего ¼ часть времени. Если смена длится 8 часов, то из них работает человек всего 2 часа. Остальные 6 часов он тратит на непродуктивные временные расходы. Когда же человек начинает работать сосредоточенно, он за 30-40 минут делает объем работы, на который при обычном подходе ушёл бы полноценный рабочий день. За 8 часов вы сделаете тот объем работы, который раньше делали за неделю. Это происходит за счёт того, что нет никаких отвлечений, вплоть до самых глубоких мыслей.

Непроизвольное внимание

Внимание непроизвольное (первичное, пассивное) – это такой вид, когда человек не прикладывает усилия воли, чтобы быть сосредоточенным, а также не ставит перед собой цели быть таковым. Это простой и генетически первичный вид , который дан человеку от рождения

В его основе – ориентировочная деятельность человека. Сосредоточение на предметах или явлениях в этом случае происходит в результате действия внешних или внутренних факторов непроизвольного внимания, к которым относятся:

Это простой и генетически первичный вид , который дан человеку от рождения. В его основе – ориентировочная деятельность человека. Сосредоточение на предметах или явлениях в этом случае происходит в результате действия внешних или внутренних факторов непроизвольного внимания, к которым относятся:

  • интенсивность раздражителя: достаточно сильный любой раздражитель, например, яркий свет, сильный звук, резкий запах и т.д. невольно привлекает человека;
  • контрастность раздражителей: объект больше (или меньше) по величине по сравнению с окружающими, прекращение или начало действия раздражителя невольно привлекает;
  • новизна раздражителя: пока не исчерпан элемент новизны, сосредоточенность можно поддерживать достаточно долго;
  • прерывистость раздражителя: раздражитель, который то появляется, то исчезает, то усиливается, то ослабляется;
  • подвижность раздражителя: раздражитель, который движется, больше привлекает нас, чем неподвижный;
  • структурированность раздражителя: к объединенным в целостную структуру раздражителям взгляд привлекается быстрее и легче;
  • соответствие раздражителя нашем внутреннему состоянию: мы замечаем то или иное явление, когда оно становится созвучным нашим чувствам, потребностям, намерениям и т.п.;
  • интерес к деятельности: чем выше интерес, тем больше непроизвольная сосредоточенность;
  • субъективная значимость раздражителя: чем больше субъективная значимость влияния, тем сильнее непроизвольная концентрация;
  • установка: чем больше готовность к деятельности, тем выше эффект;
  • потребности: то, что совпадает с потребностями личности, быстрее привлекает нас;
  • эмоциональная окрашенность раздражителя или деятельности: раздражитель, который несет либо положительную, либо отрицательную эмоциональную окрашенность, невольно привлекает;
  • влияние прошлого опыта: чем больше знаний, навыков, привычек связано с событием, на котором мы должны сосредоточиться, тем легче поддерживается непроизвольная фокусировка.

Условием возникновения непроизвольного внимания не является:

  1. новизна раздражителя
  2. неожиданность раздражителя
  3. интерес человека
  4. усталость человека

Развитие внимание

Практически все формы внимания можно развивать. Этому способствует учебная, интеллектуальная и трудовая деятельность человека. При этом рекомендуется создавать для него условия, способствующие формированию:

интеллектуальная работа в условиях отвлекающих факторов, при этом, добиваясь того, чтобы человек на них не отвлекался;
добиться от человека того, чтобы он осознал, что осваиваемый им труд имеет общественное значение, и он должен нести ответственность за выполненную им работу;
распределение и объем внимания можно сформировать в качестве определенного трудового навыка или интеллектуальной деятельности путем одновременного выполнения нескольких действий в условиях, когда темп деятельности нарастает

Таким способом развивают, например, зрительное внимание. Присутствует и классификация по степени сложности различных методик.

Устойчивость внимательности можно обеспечивать развитием волевых качеств индивида. Переключение развивается подбором специальных упражнений

Метод нередко применяется, когда важно развитие произвольного внимания. Единственное условие обучения – это делать любую работу качественно

Исторический очерк

Способность изучалась на протяжении нескольких столетий. Теории ученых:

Вундт. Исследователь проводил опыты по изучению объема сознания. Он заявил, что объем состоит из 6 взаимосвязанных ассоциативных объектов. Ученый отметил, что человеческая способность к осознаванию непостоянна и зависит от характера материала, который воспринимается в определенный момент.
Титченер. Этот ученый разделял взгляды Вундта, дополнил его теорию метафорой волны

Ею он указал, что внимание представляет собой извилистую прямую с «гребнями». На пике этих точек человек сосредотачивается на объекте, но потом интерес угасает, чтобы возникнуть вновь.
Джеймс

Этого специалиста волновало колебание внимания. Он заявлял, что произвольная концентрация длится ограниченное количество времени. Субъект отвлекается, начинает рассматривать объект с других сторон. Ученый предложил первую классификацию данного термина на 6 видов.
Рибо. При концентрации внимания в сознании человека преобладает 1 идея. Он считал, что произвольное, непроизвольное внимание зависит от психического, эмоционального состояния личности.
Ланге. Ученый выдвинул личную концепцию волевого внимания. Он описал этот термин, как целесообразную реакцию организма, при которой улучшаются условия восприятия информации. Организм мышечными движениями занимает определенную позицию по отношению к интересующему объекту.
Ухтомский. Русский физиолог ввел понятие доминанты. Она представляет собой устойчивый очаг повышенной возбудимости центров головного мозга. Доминанта — фокус возбуждения. Эта теория очень похожа на учение Рибо, где преобладает 1 идея над всеми.
Павлов. Заявил, что внимание проявляется в коре головного мозга отдельных очагом возбуждения. Этот очаг превращается в ориентировочный рефлекс. Если один и тот же раздражитель проявляется несколько раз подряд, организм привыкает к нему, концентрация снижается.
Выготский. Ученый рассматривал способность со стороны организации поведения. Он говорил, что развить его можно только овладев своим поведением, контролируя эмоции, желания. При этом Выготский утверждал, что с помощью концентрации внимания можно изменять свое поведение.
Гальперин. Он развивал идеи Выготского. Суть концепции Гальперина в том, что действия состоят из исполнительной, ориентировочной части. При этом ученый выделил 6 этапов формирования умственного действия.

Практики для улучшения

Существует множество различных техник, с помощью которых можно избавиться от невнимательности. Особенно эффективны приёмы, способные организовать сосредоточенность субъекта на деталях. При подсчёте предметов одного вида рекомендуют сконцентрироваться на их количестве от 4 до 10. Например, постарайтесь запомнить 4 элемента одежды у любого прохожего, попытайтесь создать логическую цепочку

Перед сном восстановите в памяти то, на чём фокусировали своё внимание днём. Попробуйте считать проезжающие мимо автомобили определённого цвета или вести одновременный подсчёт тополей и берёз, встречающихся по пути домой

В таблице Шульте хаотично разбросаны цифры. Их следует найти и мысленно расположить в нужной последовательности: от 1 до 25. Концентрация внимания на необходимых числах и вычленение их тренируют мозг. На выполнение задания надо затрачивать не более 4 минут. Можно усложнять задачу расстановкой по порядку цифр разных размеров и расцветки. Можно найти иллюстрации с большим количеством чисел.

Привлечь внимание к деталям могут задания, рассчитанные на сравнение двух картинок, отличающихся друг от друга незначительными элементами. При поиске отличий работа мозга нацелена на обнаружение едва различимых деталей

Таким способом тренируются внимательность и наблюдательность. Рисование по клеточкам и графические диктанты сводятся к изображению повторяющихся элементов узора.

Во время выполнения упражнения на восприятие цветового спектра в таблице Струпа требуется произносить вслух не написанное слово, а его расцветку. Трудность состоит в том, что слово «жёлтый» может быть написано красным цветом, а «зелёный» иметь синий тон. Это сбивает с толку

Преодоление подобного диссонанса способствует улучшению способности фокусировать своё внимание

Большое значение в развитии внимательности имеют различные игры, так как в них всегда присутствуют определённые правила и действия, которые требуют сосредоточенности и наблюдательности. Игры в шашки и шахматы способствуют ещё и развитию интеллекта. Старинная забава «Чёрный с белым не берите, да и нет не говорите» предполагает вопросы, провоцирующие на ответ с запретным словом. Игроку необходимо отвечать быстро и в то же время вдумчиво.

Игры «Морской бой», «Проведи жучка» развивают сосредоточенность и концентрацию внимания у детей и взрослых. Хорошо тренирует наблюдательность игра «Мемори». Нужно запомнить лежащие на столе предметы. Затем какой-то человек отворачивается. Его напарник в это время убирает одну вещь. Повернувшись, игрок должен назвать исчезнувший предмет.

Специально для детей разработана методика «Волшебные квадраты», целью которой является развитие внимания у школьников. Она представляет собой модификацию головоломки «судоку». На начальном этапе ребёнок должен найти по одной цифре в окошке, затем надо отыскать по 1–2, потом – 2–3 и до тех пор, пока сумма чисел в каждой строке, столбце и на обеих диагоналях не станет одинакова.

Характеристики

При изучении психологии внимания нужно определить его характеристики:

Переключаемость — определяет скорость смены концентрации между разными объектами. Благодаря этому свойству человек реагирует на раздражители в экстренных ситуациях. Если психика не может быстро переключаться между занятиями, адаптироваться к разным видам деятельности, у человека будет нарастать усталость. Если переключение происходит слишком быстро, работоспособность повышается. Скорость переключения между занятиями зависит от отношения человека к деятельности

Ученые проводили исследования, в ходе которых доказали, что женщины переключают внимание быстрее мужчин.
Объем — определяет количество объектов, воспринимаемых одновременно. Чтобы измерить эту характеристику, ученые используют тахистоскоп

Увеличить объем внимания можно. Для этого субъект должен научиться группировать информацию по содержанию, смыслу. Стандарт объема для взрослого человека — 7 объектов.
Рассеянность — человек не может длительное время концентрироваться на одном объекте, переключает его на другие. Это называется рассеянностью. Она бывает подлинной или мнимой. Первый тип проявляется слабой интенсивностью внимания, ослабленной переключаемостью между разными видами деятельности. Мнимая рассеянность проявляется в трудной переключаемости, высокой избирательности. Это связано с тем, что человек слишком сильно сосредоточен на каком-то объекте. Он игнорирует предметы, явления вокруг, замыкается в себе. Субъект создает для себя, окружающих массу проблем.
Распределение — способность рассредоточить внимание на несколько дел одновременно, чтобы успеть сделать больше. Делать несколько равнозначных дел одновременно невозможно. Сначала нужно научиться разбивать дела по приоритетности, только после этого распределять внимание.
Колебания — кратковременные усиления, ослабления способности. Колебания чаще происходят у людей, которые имеют устойчивое внимание, умеют его контролировать. При этом они изменяются в промежутке времени от 6 до 12 секунд.
Устойчивость — характеристика, которая показывает, сколько времени человек концентрирует внимание на выбранном объекте. Этот параметр должен быть хорошо развит у людей ответственных профессий. На устойчивость способности влияет психическое, физическое состояние субъекта, его темперамент, любовь к делу.
Концентрация — характеристика, которая выражается степенью сосредоточенности на выбранном объекте. Люди, которые умеют концентрировать внимание на определенной деятельности, могут достигнуть высокой продуктивности. Максимальная концентрация проявляется в критических ситуациях, когда речь идет об угрозе организму, любимому человеку. Эта характеристика зависит от темперамента, свойств нервной системы.
Отвлекаемость — явление, при котором внимание непроизвольно перемещается с одного объекта на другой. При этом на человека должны воздействовать окружающие факторы, раздражители. В результате проводимых экспериментов, было установлено, что отвлекаться субъект начинает спустя 20 минут производительного труда.

6.2.Свойства внимания.

Вниманию
присущ ряд свойств, среди которых
важнейшими являются: объем, устойчивость,
переключение, распределение и концентрация.

Объем
внимания — это то количество объектов,
которое может воспринять человек
одномоментно за 1/ 10 секунды.

Объем
внимания зависит от возраста. У взрослого
человека оно определяется количеством
от 5 до 9 единиц информации. Объем внимания
зависит от осмысленности воспринимаемых
объектов и возможности их группировки
в смысловые блоки.

Устойчивость
внимания — это степень и длительность
сосредоточенности сознания на объекте.

Ее
показателем является отсутствие
значительных колебаний (временных
ослаблений сосредоточенности) внимания.
Физиологически устойчивость внимания
объясняется, прежде всего, торможением
действия побочных раздражителей.
Устойчивость внимания зависит от
содержательности, трудности выполняемой
деятельности, от осознания ее значения.
Устойчивость внимания необходима
человеку в любой деятельности.


Переключение внимания — это преднамеренный
переход от одного объекта внимания, к
другому, который в данный момент теснее
связан с потребностями, привычками
человека, с требованиями, предъявляемыми
ему условиями общественной жизни.

Переключение
внимания следует отличать от отвлечения
внимания, где изменение направленности
сознания происходит непреднамеренно.
Оно может проявляться в переходе либо
от одного объекта определенной
деятельности к другому, либо от одной
операции к другой. В этом случае
переключение происходит внутри одной
деятельности. Слишком частое переключение
может приводить к быстрому утомлению
и поэтому необходимо выбрать оптимальный
вариант.

В
отличие от сознательного переключения
внимания, отвлечение — это непроизвольное
отклонение внимания от основной
деятельности на посторонние объекты.
Отвлечение отрицательно сказывается
на выполнении работы.

Способность
противостоять отвлекающим воздействиям
называется помехоустойчивостью. В
развитии этой способности у людей
наблюдаются значительные индивидуальные
различия, обусловленные как различиями
нервной систем, так и социальной
тренировкой, направленной на повышение
помехоустойчивости


Распределение внимания – это такая
организация внимания, когда возможно
выполнение двух или нескольких
деятельностей одновременно.

Это
свойство внимания чрезвычайно важно в
жизни. Уровень распределения внимания
зависит от характера совмещаемых видов
деятельности, от их сложности, от степени
знакомства и их привычности

Чем сложнее
совмещаемые виды деятельности, тем
труднее распределить внимание.
Распределение внимания возможно в том
случае, если каждый из выполняемых видов
деятельности знаком человеку, причем
один — до некоторой степени привычен.
Чем менее автоматизирован один из
совмещаемых видов деятельности, тем
слабее распределение внимания. Если
один из видов деятельности полностью
автоматизирован и для ее успешного
выполнения требуется лишь периодический
контроль сознания, отмечается сложная
форма внимания — сочетание переключения
и распределения

Концентрация
внимания – это степень (интенсивность)
сосредоточения на объекте.

Показателем
концентрации внимания является
«помехоустойчивость», невозможность
отвлечь внимание от предмета деятельности
посторонними раздражителями. Концентрация тесно
связана с объемом и распределением

Чем
меньше объектов внимания, чем меньше
видов деятельностей, тем больше
возможность концентрации

Концентрация тесно
связана с объемом и распределением. Чем
меньше объектов внимания, чем меньше
видов деятельностей, тем больше
возможность концентрации.

Вывод

Устойчивость внимания — это способность человека сосредотачиваться на изучении определенного объекта или же выполнении конкретного вида деятельности. Именно этот фактор во многом обуславливает работоспособность и объемы воспринимаемой информации

Важно понимать, что концентрация внимания позволяет отбросить все второстепенные факторы на второй план, но это вовсе не значит, что исключена смена акцентов

Если говорить о видах внимания, то можно выделить произвольное и непроизвольное. Первое из них является сознательным. В центре внимания оказывается именно тот объект, который непосредственно интересует индивида. При этом, если такое сосредоточение происходит регулярно, мозг начинает концентрироваться автоматически. Такой вид внимания называется послепроизвольным. Но часто бывает так, что индивид совершенно неожиданно переключается на объекты или явления, которые не имеют никакого непосредственного отношения к его деятельности. В данном случае можно говорить о непроизвольном внимании. Это могут быть резкие звуки, яркие цвета и прочее.

Внимание обладает рядом свойств. Основным из них является концентрация

Она подразумевает способность на протяжении определенного периода времени удерживать в центре внимания конкретный объект. Объем характеризует количество предметов или видов деятельности, на которых одновременно может сосредоточиться человек, а вот устойчивость — это время, на протяжении которого может сохраняться данное состояние.

Довольно интересным является такое явление, как распределение внимание. Имеется в виду, что человеку вовсе не обязательно концентрироваться только на одном единственном виде деятельности

Иногда в силу специфики деятельности приходится одновременно выполнять несколько процессов. При этом некоторые из них доведены до автоматизма, а другие требуют определенных умственных и психологических усилий. Наиболее яркими примерами может послужить профессиональная деятельность педагога или же водителя транспортного средства.

Важно понимать, что далеко не каждый человек способен на протяжении длительного времени сохранять в центре внимания один и тот же объект или же выполнять однородную деятельность. Для того чтобы выяснить свои способности, можно пройти определенные психологические тесты

По их результатам легко определить уровень устойчивости внимания. Если он окажется неудовлетворительным, рекомендуется прибегнуть к ряду специальных упражнений.

Довольно активно психологами изучается такое явление, как избирательная концентрация. Этот механизм позволяет выделить нужный объект из ряда аналогичных. Причем речь может идти о зрительных, слуховых, тактильных и других видах восприятий. Среди шума голосов человек может выделить речь собеседника, из нескольких мелодий он слышит только одну, а если речь идет о двух изображениях, то невозможно уловить их каждым глазом по отдельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector