Лечение задержки психомоторного развития (зпр)
Содержание:
- Лечение задержки речи (ЗРР) у детей
- Диагностика
- Распознать – вовремя
- Задержка речевого развития у детей: симптомы
- Специалисты, которые помогут ребенку с задержкой развития речи
- Почему важно вовремя выявить проблему
- Особенности коррекции, лечения ЗПР в детском возрасте
- Неблагоприятный фон
- Классификация задержки развития
- Признаки
Лечение задержки речи (ЗРР) у детей
При ЗРР терапию нужно начинать при первых тревожных признаках. Лечение должно быть комплексным. Наиболее полные варианты предоставляются в санаториях и специализированных центрах.
Занятия для детей с задержкой речевого развития проводят:
️ логопеды;
️ неврологи и психиатры;
️ рефлексотерапевты;
️ психологи.
На всех занятиях обязательно должны присутствовать родители. Если лечение начинается рано, то и эффективность его повышается. Существует вероятность, что ребенок будет учиться и нормально впишется в окружающую среду.
Важнейшие направления терапии
В любом медицинском заведении применяются основные направленности лечения:
1. Микротоковая рефлексотерапия – это воздействие на мозговые точки очень слабыми электроимпульсами. Они способствуют восстановлению ЦНС в пораженных участках. При ЗРР происходит воздействие на мозговые зоны, которые связаны с речью – запасом слов, пониманием, звуковым воспроизведением. Это очень эффективно при гидроцефалии. Метод показан для детей с полугода.
2. Медикаментозная терапия назначается после КТ, ЭЭГ и других обследований. Они выявляют заболевания ЦНС. Затем разрабатывается индивидуальная схема терапии. Чаще прописываются «Пирацетам», «Кортексин» и подобные им.
3. Занятия, проводимые логопедами и дефектологами, направлены на укрепление памяти, расширения мелкомоторной функции и мышления. Занятия проводятся для детей с 4-5 лет. Обучение направлено на составление предложений, обучению жестикуляции.
Другой вариант – остеопатия, во время которой происходит воздействие на активные точки на дерме, корректируется нервная система, психика и обмен веществ ребенка. Лечение может проводиться за рубежом – в Германии, Израиле или Китае. Однако стоимость терапии довольно высокая.
Центры развития детей
Центры формирования детей задержкой речевого развития работают по всей России. При поступлении в такое заведении ребенка проводится общий осмотр. Определяется, как малыш формируется физически, имеются ли двигательные навыки, нет ли тяжелых отклонений. Проверяется, не было ли психологических травм, как происходит общение с людьми – стесняется или нет, реагирует ли на родных и посторонних.
При этом обращается внимание на другие факторы:
️ отзывается ли малыш на свое имя;
️ понимает ли родительскую речь и воспринимает ли ее;
️ как разговаривает – чисто или глотает окончания;
️ жестикуляция, мимика;
️ трудности при разговоре;
️ наличие мелкой моторики, врожденных заболеваний речевого аппарата.
Иногда признаки ЗРР выражены слабо и почти незаметны. Определить это могут только специалисты центра.
Популярные медицинские заведения разных стран:
️ «Шнайдер» – детская больница на территории медцентра имени Рябинина, на Ближнем Востоке.
️ «Цинциннати» – это ведущий педиатрический центр в США.
️ Клиника на Гайсах осуществляет лечение даже в самых сложных случаях.
️ Больница для детей «Сафра», расположенная в Рамат-Гане, – подразделение израильской «Шибы».
️ «Портленд Хоспитал» – английский центр здоровья.
️ «Исида» – украинская клиника.
️ Центр «Алин» осуществляет лечение детей с врожденными патологиями.
️ Итальянская клиника «Bambino Gesu».
️ Детская больница в Таллине – многопрофильное медучреждение.
В зависимости от причин, вызвавших ЗРР, назначается курс терапии. В него включаются консультации психолога, физиопроцедуры. Во всех центрах существует предварительная запись.
Санаторное лечение детей
Лечение ЗРР только с помощью одного направления невозможно. Необходим комплексный подход. В санаторное лечение, кроме медикаментозной и рефлексотерапии входит:
- Музыкотерапия.
- Остеопатия, когда мануальный терапевт производит балансировку нервной системы, воздействуя на конкретные точки на теле.
- Иппо- и дельфинотерапия. Уже дано врачи сделали вывод, что общение с животными оказывает положительное влияние на психику детей.
Самые популярные санатории для детей с задержкой психоречевого развития находятся на черноморском побережье, в Анапе, Сочи, Геленджике. Большим спросом пользуются израильские медучреждения.
ЗРР – это не приговор. Тем более, если лечение было начато вовремя. Однако в любом случае прекращать коррекцию развития нельзя и после 5-7 лет. Родителям потребуется много терпения, но при постоянных усилиях результат все равно будет виден.
Диагностика
Установка окончательного диагноза ЗПРР производится на основе комплексного обследования ребенка. В первую очередь лечащий врач обязан:
- уточнить данные (составить анамнез) о том, как протекали беременность, роды, какие были особенности первых месяцев жизни ребенка (инфицирование, травмы и тому подобное);
- проанализировать поведение ребенка на основе личного с ним общения, проверить его на внимательность, способность логического мышления, запоминания, понимания задаваемых вопросов и так далее (ребенок 5 лет ЗПРР проявляет не только логопедическими проблемами, но и неумением логически мыслить, решать простейшие задания, соответствующие его возрасту, ориентироваться в понятиях «быстрее-дольше», «больше-меньше» и тому подобное, логически объяснить сравниваемые величины, цвета, характеристики знакомых ему предметов);
- провести клинические обследования (осмотр у невропатолога, логопеда, нейропсихолога);
- в отдельных случаях врач может направить ребенка на анализы (тесты хромосом, метаболические и генетические анализы и другие);
- иногда проводят дифференциальную компьютерную диагностику.
С точным диагнозом ЗПРР инвалидность дают, как правило, на 1-2 года. Устанавливают ее на основе заключения МСЭ (медико-социальная экспертиза). Дольше чем на 2 года, инвалидность не дают по той причине, что понятие «задержка» означает временное явление и предполагает рано или поздно достижение нормы. Поэтому по истечении срока инвалидности дети снова должны проходить комиссию и брать новое заключение МСЭ.
Распознать – вовремя
В большинстве случаев ЗПРР проявляется у ребенка крайне рано. Связано это с тем, что вызывает такую задержку чаще всего нарушение деятельности отделов мозга, отвечающих за эмоциональную и речевую сторону развития
Здесь очень важно вовремя забить тревогу. Если начать лечение по достижении 2-3 лет, оно будет гораздо более результативным
Ребенок сможет затем учиться в обычной школе, не будет иметь трудностей с общением, особенно со сверстниками.
Многие родители не обращают внимания на симптомы отставания своих детей, считая это просто индивидуальными особенностями их развития. Однако об отсутствии патологии можно говорить, если отклонение от нормы не превышает нескольких месяцев. Если же ребенок 3 лет не говорит ни слова – это явная задержка развития.
Как же проявляется задержка психоречевого развития в раннем возрасте? Возникает она обычно на фоне отклонений (даже серьезных патологий) в работе нервной системы, поэтому большинство таких детей с раннего возраста наблюдается и лечится у специалистов. При этом педиатры, неврологи, психиатры всегда вписывают в детскую историю болезни: «угрожаемый по ЗПРР»
На это стоит обращать самое пристальное внимание и принимать меры, как только будут замечены подобные тревожные симптомы:
- к 4 месяцам малыш не начал реагировать на голоса и жесты родителей, не научился улыбаться;
- к 8 месяцам нет проявления гуления, ребенок не лепечет однотипных слогов;
- к году не проявляет эмоциональной активности, говорит буквально 2-4 слова;
- к полутора годам не может понимать простейших слов и просьб, не отзывается на свое имя, не может попросить о чем-то, зачастую такие дети не могут даже жевать;
- к двум годам использует несколько слов в устойчивой форме, не учит новые;
- после двух лет говорит всего полтора-два десятка таких слов, при этом они не формируются в предложения, даже простые;
- после трех ребенок может составлять простейшие предложения (из 2-3 слов, порой несогласованных между собой), растягивает или, наоборот, тараторит, «съедая» окончания слов; вместо ответа на вопрос часто повторяет сам заданный вопрос.
Кроме того, отклонения в работе нервной системы приводят к другим проявлениям отставания в развитии у детей:
- постоянное слюнотечение из открытого рта;
- рассеянность, невнимательность;
- повышенная утомляемость;
- гиперактивность;
- склонность к агрессии;
- неразвитая память;
- слабое воображение;
- медленное соображение;
- эмоциональная скудость;
- затруднения при контактах с другими людьми;
- признаки отставания физического развития (ребенок хилый, имеет слабую мышечную массу, низкий тонус, иногда – ДЦП).
Если начать комплексное обследование такого ребенка, непременно будут выявлены нарушения работы левого полушария его мозга, которое отвечает за психоэмоциональное и речевое развитие.
Задержка речевого развития у детей: симптомы
ЗРР может возникнуть на фоне врожденных факторов. В этом случае проявления отклонения в развитии заметно уже с младенчества. Признаками являются:
- В 3–4 месяца малыш не реагирует на родительскую жестикуляцию и слова. Не улыбается, остается равнодушным к игрушкам.
- К девяти мес. отсутствует лепетание. Ребенок не произносит даже отдельные слоги. Не кряхтит, отсутствует жестикуляция.
- В 12 мес. малыш не издает никаких звуков. Он очень тихий, серьезный, молчаливый. Тяжело контактирует, не улыбается.
- В полтора года даже не говорит самых первых слов – «дай», «на», «мама» и т. д. Малыш не понимает обращений. Иногда не умеет пережевывать пищу.
- В 2 годика знает и применяет только до десятка слов, новые не повторяет. Не может сообразить, что от него хотят, не составляет предложений.
- В 2,5 годика использует не более двадцати слов. Малыш неспособен составить даже короткую фразу. Ребенок не понимает обозначения предметов и частей тела. Может спутать уши с руками и т. д., либо вовсе не реагирует на вопросы.
- В 3 годика также не составляет предложений, не реагирует на рассказы взрослых. Если разговаривает, то очень быстро или наоборот, медленно «глотает» окончания, тянет слова. Иногда в точности повторяет сказанное. Такие чада часто не умеют ходить на горшок, а также у ребенка могут появиться признаки ЗРР в виде:
️ сильного выделения слюны;
️ ротик всегда немного открыт;
️ гиперактивности;
️ агрессивности;
️ быстрой усталости;
️ рассеянности;
️ плохой памяти;
️ замкнутости;
️ медленного соображения;
️ малого набора эмоций;
️ плохого воображения.
Ребенок сторонится сверстников, так как ему трудно общаться с ними. Дети с ЗРР слабо развиты физически, у некоторых диагностируется ДЦП. Симптомы отставания в развитии выявляются на электроэнцефалограмме.
За речевое общение отвечает левая часть мозга. В нем наблюдаются отклонения от нормы. Если ЗРР появилось еще в младенчестве, то чем больше проходит времени до начала терапии, тем сильнее затягивается развитие.
Симптомы ЗРР на фоне аутизма
Аутичные черты (АЧ) можно заметить с рождения ребенка. Однако первые признаки заболевания не вызывают тревоги. Они списываются на возраст или характер малыша. ЗРР с чертами аутизма становится заметным к трем годам. Это помогают определить симптомы:
️ очень бурная реакция или сильный плач даже на небольшие раздражители;
️ недостаточное оживление (движения ручками, ножками и т. д.);
️ нет реакции на сильные раздражители (либо реагирует слабо);
️ проявление активного интереса к определенной игрушке и отсутствие его на людей.
Чем старше аутичные малыши, тем ярче проявляются симптомы ЗРР:
1. От года до полутора лет:
️ отсутствует лепетание;
️ дети не реагируют (либо делают это с неохотой) на родительский зов;
️ плохо засыпают, тревожный сон;
️ не показывают рукой на предметы или людей;
️ желания выражают жестикуляцией;
️ не произносят даже слогов;
️ не смотрят в глаза другим (это наиболее заметно, когда ребенок учится ходить).
2. В трехлетнем возрасте:
️ не реагируют на эмоции окружающих;
️ не понимают, как играть с детьми;
️ почти не подходят к другим малышам;
️ предпочитают одиночество;
️ с трудом ориентируются в окружающей обстановке.
3. Другие признаки ЗРР в возрасте до пяти лет:
️ редкие обращения с просьбами (или их полное отсутствие);
️ чрезмерная привязанность к определенному объекту;
️ неспособность (или полное отсутствие этого качества) комбинировать слова;
️ аутоагрессия, когда ребенок причиняет себе вред;
️ небольшой словарный запас;
️ нежелание рассказывать о происшедших событиях;
️ замена слов на жесты;
️ неумение играть, особенно в игры, которые требуют воображения или фантазии;
️ неправильно употребляют местоимения.
Старшие дети, имеющие АЧ и ЗРР, имеют сложности с внимательностью, проблемы с учебой. Особенно если им неинтересны задания. Появляется агрессия, когда ребенка начинают наказывать родители либо педагоги. Один из отличительных общих признаков – непонимание обращенной к малышу речи.
Специалисты, которые помогут ребенку с задержкой развития речи
Невролог
Важно выбрать хорошего врача, который имеет представление обо всех указанных выше методах диагностики и может аргументировать все свои назначения. Например, часто неврологи назначают такие препараты, как пантогам, энцефабол, янтарная кислота, глицин и отправляют «гулять» до 3 лет
Нужно помнить, что сам по себе диагноз «ЗРР» — просто «умное» название того, что ребенок не говорит в соответствии с нормой и никак не описывает структуру нарушения. Поэтому не бойтесь задавать вопросы доктору и при малейших сомнениях ищите «своего» врача. Также лучше просить при наличии альтернативы назначать препараты не в уколах, а те, которые можно принимать перорально (через рот), т.к. уколы могут нанести дополнительную психотравму ребенку, что скажется на общей динамике развития речи. Насилие может усугубить ситуацию.
Логопед-дефектолог. Специалист должен иметь опыт работы с маленькими детьми. К сожалению, многие не умеют или не знают, как работать с неговорящими детками до 4 лет. А в 4 года отсутствие речи уже дает необратимые изменения в интеллектуальном развитии. Важно начать коррекцию как можно раньше. В нашем центре логопед берет на занятия деток с самого раннего возраста, когда уже заметно, что есть проблемы с речью (пока самые маленькие наши клиенты — ребенок 1 г. 10 мес.).
Нейропсихолог. Кроме речи необходимо обследовать поведение, коммуникацию, моторику (праксис), восприятие (гнозис), сенсорные системы
Например, часто неговорящие дети имеют неустойчивое внимание, полевое поведение, не воспринимают плоские изображения (например, картинки в книгах). Все эти характеристики говорят об определенных дисфункциях в структурах головного мозга
В нашем центре для составления общей картины развития используется комплексная консультация нейропсихолога и логопеда (то есть специалисты дополняют друг друга и пишут общее заключение).
Детский психолог. При задержке речи довольно часто в качестве причин выступают психогенные факторы. Поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что придется менять тип воспитания и стиль взаимодействия с ребенком. Например, в моей практике часто встречаются неговорящие 3-летки, которые не ходят на горшок, спят вместе с мамой и иногда сосут грудь. Для некоторых родителей сложно принять, что данные вещи в воспитании могут влиять на развитие речи, однако это действительно так.
После комплексного обследования коррекция ЗРР будет наиболее эффективной и быстрой, а драгоценное время не будет упущено.
Почему важно вовремя выявить проблему
Если отставание не заметить и не скорректировать своевременно, с ростом малыша будет отставать психическое развитие, из-за чего ребенку будет нелегко налаживать общение с другими детьми в школе. Задержка речевого развития существенно затормаживает развитие мышления и, наоборот, если имеются врожденные психические и неврологические отклонения, они провоцируют речевую недоразвитость.
Чем раньше мама и папа заметят признаки ЗПР, тем выше шанс на полное выздоровление.
В 1,5 года:
- не произносит простые слова, такие как «мама», «папа», «дай» и пр. и не воспринимает их;
- не реагирует на свое имя и просьбы, обращенные к нему;
- иногда даже не умеет пережевывать пищу.
В 2,5 года:
- в лексиконе имеет не более 20 слов;
- не в состоянии составить простую фразу из 2-3 слов;
- не знает наименования частей тела и окружающих предметов.
В 3 года:
- не составляет предложения самостоятельно;
- не понимает простые рассказы.
Еще один признак для беспокойства: ребенок начал регрессировать, то есть совсем перестал делать то, что умел раньше или начал делать это значительно хуже.
У деток с ЗПР наблюдается чрезмерно быстрая речь с проглатыванием окончаний или, наоборот, слишком медленная с растягиванием отдельных слов. Они не могут дословно повторить простую фразу, сказанную в его адрес. У детей с ЗПР в любом возрасте может быть повышенное слюноотделение и приоткрыт рот. Такие малыши гиперактивны, невнимательны, у них наблюдается быстрая утомляемость, плохая память и слабо развитое воображение. Они отличаются от других деток довольно ограниченным набором эмоциональных проявлений и серьезными трудностями в общении с детьми своего возраста. Слабо развиты физически.
Итак, основные признаки ЗПР:
- недостаточный объем знаний для его возраста;
- незрелость мышления (не может проанализировать, что видит вокруг);
- нарушение механизма восприятия и анализа информации;
- неспособность сосредоточиться;
- невнимательность и плохая память;
- слабое развитие речи.
Как правило, физически детки с ЗПР абсолютно здоровы, основная сложность для них — это социальная адаптация. При этом может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллектуальной.
Основные причины задержки развития
ЗПР не возникает самостоятельно, это всегда следствие появившихся отклонений в развитии головного мозга и центральной нервной системы.
Факторы, влияющие на возникновение ЗПР:
- перенесенные болезни матери во время вынашивания плода;
- перенесенные инфекции в период беременности, отравления и травмы;
- внутриутробная гипоксия (нехватка кислорода);
- стремительные или преждевременные роды;
- серьезная травма крохи при родах;
- тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные малышом;
- заболевания, вызывающие нарушения структуры мозга;
- некорректные методы воспитания: чрезмерная опека или, наоборот, безразличие и жестокое обращение;
- тяжелая психическая травма малыша;
- врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней.
Как лечить ЗПР
При обнаружении задержки развития, рекомендуется не затягивать с обращением к квалифицированным специалистам. Лечение необходимо начать как можно раньше и обязательно комплексно. В терапии должны принимать участие родители, невролог, логопед, дефектолог, психолог, рефлексотерапевт.
Если диагностировано, что отставание в развитии небольшое и лечение начато рано, можно смело рассчитывать на хорошие результаты. Чем позже начнутся лечебные мероприятия, тем меньше вероятность, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и выстраивать нормальное общение со сверстниками.
Основная задача родителей: найти опытных специалистов, которые проведут профессиональную диагностику и назначат эффективное лечение, включающее разнообразные методы. В Москве данной проблемой занимается Центр детской нейропсихологии «Альтера Вита». Его сотрудники регулярно принимают участие в научных конференциях, повышают свою квалификацию и имеют положительный практический опыт работы с детьми. Согласно отзывам пациентов, лечение у специалистов этого центра дает хорошие результаты. Более подробную информацию о центре можно посмотреть на сайте https://altera-vita.ru.
- Электронное образование — 22.06.2020
- Что можно беременным — 22.06.2020
- Ребенок скрипит зубами — 22.06.2020
- Ребенок не набирает вес — 22.06.2020
- Первые месяцы грудного вскармливания — 22.06.2020
Особенности коррекции, лечения ЗПР в детском возрасте
Чтобы ребенок, страдающий ЗПР, сумел догнать по развитию собственных ровесников, ему необходимо вовремя установить четкий диагноз, и начать лечебный процесс. Для того чтобы ребёнок с отклонениями в психологическом формировании имел возможность посещать нормальную, а не коррекционную школу, родители должны заручиться помощью специалиста по психологии, врача психиатра, логопеда, сформировав с ними единую команду. Для эффективной корректировки ЗПР зачастую используется систематический подход, с применением гомеопатических и лекарственных средств.
Основная работа при излечении ЗПР ложиться на плечи родителей особого ребёнка. Основной акцент производится на исправление патологий в психолого-педагогическом уровне. Процесс содействует улучшению чувственно-коммуникативных и когнитивных функций.
После выявления у ребенка признаков ЗПР, терапия назначается доктором по единым методикам. С малышом занимаются логопед, специалист по психологии, невролог и дефектолог.
Просто хорошие итоги дают развивающие игры для ребенка!
Коррекция ЗПР медикаментами учитывает использование последующих фармацевтических веществ:
- гомеопатические медицинские препараты (в том числе – Церебрум Композитум);
- антиоксидантные составы (Цитофлавин, Мексидол);
- Глицин;
- Аминалон, Ноотропил;
- Витамины и витаминные комплексы (Магне В6, Мультивит, компоненты категории В);
- лекарственные составы общетонизирующего воздействия (Лецитин, Когитум).
Неблагоприятный фон
Отставания от графика могут возникать по иным, более серь-езным основаниям, и тогда прогноз для малыша неоднозначен. Часто сбои случаются еще в период беременности. «Кора головного мозга начинает формироваться в период внутриутробного развития ребенка, − объясняет детский невролог Елена Гладкова. – В I триместре идет закладка всех органов и тканей, включая особую моторную зону в лобной доли, которая отвечает за двигательные функции. Любое негативное воздействие в этот период может помешать правильному формированию клеток мозга». Таким препятствием могут стать инфекции, которыми женщина переболела в период беременности, приводящие к кровоизлиянию в мозг родовые травмы, профессия мамы, которая предполагает контакт с опасными веществами, плохая экология, электромагнитное излучение от компьютеров и бытовых приборов, вредные привычки: сигареты и алкоголь. Нанесенный вред часто приводит к так называемым перинатальным поражениям нервной системы, которые выливаются в задержки моторного, психического и речевого развития.
По данным Научного центра здоровья детей РАМН, на первом году жизни этому риску подвержены более 80% детей. Кстати, до 1998 года в ходу был другой термин − «перинатальная энцефалопатия» (некоторые врачи пользуются им до сих пор). Перинатальные поражения нервной системы − понятие обширное. К ним относятся как почти безобидные синдромы вроде одностороннего нарушения мышечного тонуса, так и три самых тяжелых варианта развития событий – эпилепсия, гидроцефалия (водянка головного мозга), детский церебральный паралич. Степень тяжести от таких поражений зависит прежде всего от того, какая причина их вызвала и когда произошел сбой: заразиться гриппом в I триместре гораздо опаснее, чем в II или III.
Чаще всего перинатальные поражения вызывает хроническая или острая гипоксия (нехватка воздуха) плода во время беременности. В таких условиях нервные клетки мозга малыша перестают получать достаточное количество кислорода и глюкозы, которые служат им пищей, и погибают. Хроническая гипоксия обычно развивается при токсикозе или гестозе, острая – в родах из-за разных осложнений, например, если пуповина обматывается вокруг шеи малыша и ему становится трудно дышать.
Классификация задержки развития
В 1973 году в городских и сельских школах ученые провели исследования и у 6 % детей первых классов диагностировали ЗПР. На основании полученных материалов Певзнер М.С и Власова Т.А. разделили группу отстающих на 2 класса. Классификация ЗПР по Певзнеру М.С. и Власовой Т.А.
Параметры | Задержка развития из-за психического инфантилизма | ЗПР обусловленный церебрастеническим состоянием |
Причины | Перенесенные в утробе матери или раннем детстве инфекционные болезни, интоксикация, нарушение обменных процессов | Недостаточная функция нервной системы |
Преобладающие факторы | Замедленное развитие всего организма, эмоциональная незрелость с признаками психической неустойчивости или заторможенностью | Расстройство нервной системы, психическое истощение, заторможенность или гиперактивность |
На основании трудов Певзнера была предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР по Лебединской К.С., которая выделяет 4 вида отставания в развитии:
- Конституциональное;
- Соматогенное;
- Психогенное;
- Церебральное.
Типы задержки психического развития (ЗПР) имеют разнообразную клиническую картину, а так же свои поведенческие особенности.
ЗПР конституционного вида
При данном диагнозе проявляется психофизическая задержка, где эмоциональная и волевая система остаются на прежней ступени развития, которая напоминает психику детей младшего возраста.
Для таких ребят присущи следующие черты:
- Яркие эмоциональные всплески;
- Наивность;
- Желание проводить обучение в игровой форме;
- Легкое внушение;
- Доверчивость.
Трудности в начальной школе возникают из-за эмоциональной незрелости, у детей нет усидчивости и мотивации к познаниям. Ребенок быстро превращается в отстающего ученика. Он хорошо осваивается в коллективе, но не понимает необходимых правил поведения. Школьник не усидчив, вовлекает сверстников в игры, радуется любой оценке в тетради, не отличая «плохой» от «хорошей».
ЗПР данного вида может возникать из-за генетической предрасположенности и передаваться из поколения в поколение.
Соматогенная ЗПР
Соматогенная классификация детей с ЗПР относится к наиболее распространенному виду. Отставание в развитии провоцируют длительные заболевания, перенесенные в младенчестве. Особенно негативно сказываются на маленьком организме инфекционные болезни, поражающие малыша в первые месяцы жизни.
Задержка психического развития возникает из-за синдрома хронической усталости от болезненного состояния. На его фоне развиваются различные виды невропатических расстройств, вызывая:
- Отсутствие уверенности;
- Капризность;
- Вялость.
Постельный режим и ограниченное общение неблагоприятно сказываются на пополнении жизненных навыков. Таким деткам рекомендованы школы санаторного типа с индивидуальным подходом к обучению.
Психогенный вид ЗПР
Существуют особые виды задержки психического развития детей, не связанные со здоровьем. Актуальным вопросом становится социальное неблагополучие многих семей. Снижение интеллектуальной активности происходит из-за недостатка внимания, вседозволенности, ограниченного окружения, подавления характера малыша и применения физического наказания.
Частые конфликты между взрослыми травмируют психику ребенка, в поведении дитя проявляется агрессивность. Если воспитание проводится с систематическим физическим воздействием и угрозами ребенок становится забитым, он постоянно чувствует тревогу.
Такие детки слишком покорны или возбудимы, они не проявляют интерес к учебе, в поведении появляется необъективность действий
Индивидуальный подход преподавателя, внимание, забота и интенсивность занятий быстро заполняют пробелы в познаниях ребят
Классификация церебральной задержки развития
ЗПР церебрально-органического характера связано с функциональными нарушениями головного мозга. Причинами чаще всего становятся следующие виды отклонений:
- осложненная беременность,
- интоксикация плода в утробе,
- заболевания на 1 году жизни.
Существует следующая классификация типов ЗПР церебрального характера с проявлением:
- Эмоциональной нестабильности – дети с таким видом ЗПР гиперактивные, шумные, стараются участвовать в различных играх, но не по поставленным правилам, что приводит к комфликтам и скандалам между сверстниками.
- Психической заторможенности – эмоциональная незрелость дополняется несамостоятельностью, отсутствием принятия решений. Дети часто капризничают, избегают активных игр, стесняются выйти к доске, проявляют медлительность и робость.
Классификация задержек психического развития (ЗПР) позволяет выявить причину замедленного повышения интеллекта и подобрать способ коррекции недостатков.
Признаки
Чтобы точно определить, что это именно задержка психоречевого развития, существует ряд признаков.
ЗПРР является не причиной, а следствием проблем с развитием головного мозга и ЦНР (центральной нервной системы). Такими факторами могут выступать:
различные травмы, инфекции или отравления матери при вынашивании плода; гипоксия (кислородное голодание) у ребенка; трудности во время родов или травма малыша; различные инфекции у ребенка, которые влияют на головной мозг либо травмы; нарушение структуры мозга из-за хромосомных или генетических болезней; психические травмы в раннем периоде; неверное воспитание малыша (чрезмерная опека или недостаточное внимание)
Существует также ряд заболеваний, которые напрямую могут вызвать ЗПРР:
- врожденные проблемы центральной нервной системы, нарушения обменных процессов в ней;
- ишемия головного мозга;
- чрезмерное давления внутри черепной коробки;
- эпилепсия и гидроцефалия;
- детский церебральный паралич;
- опухоль головного мозга;
- отклонения в сосудах головного мозга;
- проблемы с ликвородинамикой;
- лейкодистрофия.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Задержку психоречевого развития возможно выявить в довольно раннем детстве. В каждом периоде развития малыша существуют симптомы, указывающие на возможность заболевания:
- 4 месяца. Отсутствие реакции на жесты или слова, ребенок не улыбается;
- 7-9 месяцев. Малыш не лепечет, не повторяет однообразных слогов;
- 1 год. Ребенок чрезмерно спокойный и тихий;
- полтора года. Не может произнести простых слов и не реагирует, когда к нему обращаются по имени или с просьбой;
- в 2 года малыш может использовать довольно скудный запас слов и не может повторять за родителями новые слова;
- в 2.5 года у ребенка получается произносить до двадцати слов, но составить фразу не выходит. Отсутствует знание о названиях предметов либо частях тела;
- в 3 года не выходит сложить предложение, говор чересчур быстрый. Ребенок «проглатывает» окончания слов или растягивает их. Способен повторить дословно сказанное взрослым.
Подобные характеристики подходят детям с аутичными чертами, поэтому важно правильно установить диагноз, чтобы не навредить ребенку неверным лечением. Под некоторые из этих симптомов подходят дети с ДЦП
Если провести такие диагностики как электроэнцефалография и метод вызванных потенциалов, то возможно выявить органические изменения в левом полушарии головного мозга.
ДиагнозЗПРРв лечебной практике обозначается кодом по МКБ-10: F80.1.