Типы акцентуации характера

Тревожный тип.

 Люди неуверенные в себе, очень робки и замкнуты. Редко являются инициаторами конфликта, ведут себя как «мышка».  Таким людям необходима поддержка и опора.  Однако они очень дружелюбны, надежны  и не боятся критики. Представителям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, пугливость, неуверенность в себе, обидчивость. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Сторонятся активных сверстников, испытывают чувство робости и застенчивости. У взрослых представителей данного типа выражено чувство долга и ответственности, высокие моральные и этические требования. Для них характерны робость, покорность, неумение отстоять свою позицию в споре.

Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких, при этом объективных причин для такого беспокойства, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда покорностью. Постоянная настороженность перед обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.

Классификация акцентуаций по Личко

Особенность классификации акцентуаций характера по А. Е. Личко в том, что советский ученый построил ее на основе результатов наблюдений за отклоняющимся поведением подростков и юношей. Теоретической базой для него послужили работы К. Леонгарда и советского психиатра П. Б. Ганнушкина.

А. Е. Личко работал с подростками, но не ограничивал область применения своей концепции строго этим возрастным периодом.

Гипертимность в этом случае наблюдается на протяжении одной-трех недель, а затем сменяется субдепрессией (неглубокой депрессией). Постоянная смена приподнятого и подавленного настроения и обусловила название этого типа акцентуации.

В периоды подъема настроения такой человек жизнерадостный, инициативный, коммуникабельный. Когда настроение сменяется, проявляется грусть, апатия, раздражительность, стремление к одиночеству. В периоды субдепрессии циклоидный тип очень остро реагирует на критику и незначительные неприятности.

Этот тип акцентуации отличается от предыдущего резкой и часто непредсказуемой сменой настроения. Ее может вызвать любая мелочь. Находясь в подавленном состоянии, такие люди ищут поддержку близких людей, не изолируются, а прибегают к помощи, просят о ней, нуждаются в том, чтобы их взбодрили и развлекли.

Люди этого типа дисциплинированные и ответственные, аккуратисты, но при этом слишком быстро утомляются, особенно, если им приходится заниматься трудной умственной работой или участвовать в соревновании. Акцентуация проявляется как раздражительность, мнительность, капризность, ипохондрия, эмоциональные срывы в случае, когда что-то идет не по плану.

Это очень тонкие, сопереживающие и ранимые люди, они остро чувствуют как радость, так и печаль, страх. Скромные, застенчивые при посторонних, они открыты и общительны с самыми близкими людьми.

К сожалению, эти добрые и отзывчивые люди часто не уверены в себе, страдают от заниженной самооценки и комплекса неполноценности. У сензитивного типа хорошо развито чувство долга, чести, повышены моральные требования и усердие. Они умеют дружить и любить.

Замкнутые люди, живущие своим внутренним миром, стабильными фантазиями и интересами. Предпочитают одиночество, немногословны, сдержанны, демонстрируют безразличие, непонятны для окружающих и сами плохо понимают чувства других.

Это жестокие, властные, себялюбивые и в то же время плаксивые люди, настроение у них практически всегда злобно-тоскливое. Им свойственны такие черты характера: ревнивость, мелочность, скрупулезность, педантизм, формализм, пунктуальность, тщательность, внимательность.

Акцентуирован эгоцентризм, наблюдается склонность к театральности, пафосу, завистливости. Такие люди жаждут повышенного внимания к своей персоне, комплиментов, похвалы, восторгов и восхищения, не терпят сравнений не в лучшую сторону. Они активны, общительны, инициативны.

Это люди-приспособленцы, стремящиеся думать и поступать «как все» и в угоду обществу. Такие люди дружелюбны и неконфликтны, но их мышление и поведение ригидное. Конформист может бездумно подчиняться авторитетному лицу или большинству, забывая о человечности и нравственности.

Кроме одиннадцати видов акцентуации, А. Е. Личко выделил две ее степени:

  1. Скрытая акцентуация – обычный вариант нормы, проявляется при психических травмах, не приводит к дезадаптации.
  2. Явная акцентуация – крайний вариант нормы; акцентуированные черты характера стабильно проявляются в течение всей жизни, даже при отсутствии психических травм.

Классификация акцентуаций А. Е. Личко остается актуальной и популярной в наше время.

Подводя итог можно сказать, что акцентуация характера является «изюминкой», отличающей индивида от «нормального» человека и «ложка дегтя» в его личности.

Классификация акцентуаций по Леонгарду

Оригинальная классификация Карла Леонгарда, составленная им в 1964 и уточненная в 1968 году, насчитывает 12 типов акцентуации характера:

  1. Демонстративный. Такой человек жаждет внимания и одобрения, всегда старается произвести приятное впечатление на окружающих. У него завышенное ЧСВ, поэтому ему нравится ощущать себя незаменимым, и он не упускает повода намекнуть на это или даже сказать прямо.
  2. Застревающий. У таких людей долго держится эмоциональная реакция на происходящие события. Они довольно злопамятны, поскольку им свойственно долго обдумывать обидные ситуации.
  3. Педантичный. Люди с таким типом акцентуации обычно опрятны и аккуратны, не терпят беспорядка. Они склонны к перфекционизму и очень медлительны, потому что подолгу обдумывают каждое решение. Также им свойственно бояться перемен.
  4. Гипертимический. У такого человека почти всегда хорошее настроение. Он активен, постоянно стремится получить яркие впечатления и эмоции, любит общаться и легко справляется с житейскими неприятностями.
  5. Дистимический. Данный тип акцентуации личности представляет собой противоположность предыдущего. Настроение у его обладателей обычно довольно мрачное, они весьма пессимистичны и замкнуты, болезненно воспринимают даже мелкие неприятности.
  6. Циклотимический. Достаточно распространена ситуация, когда дистимический и гипертимический тип акцентуации уживаются в одном человеке, периодически сменяя друг друга.
  7. Возбудимый. Людям с таким типом акцентуации личности свойственна чрезмерная импульсивность. Они часто действуют инстинктивно, не успев толком обдумать поступок.
  8. Экзальтированный. Главная особенность обладателей данного типа акцентуации заключается в крайне эмоциональность реакции на многие мелочи. Незначительная радость может привести такого человека в состояние экзальтации, а маленькая неприятность – сильно опечалить.
  9. Тревожный. Люди с таким типом акцентуации склонны постоянно тревожиться из-за ближайших планов и трудностей, которые потенциально могут возникнуть. Также им свойственно подолгу обдумывать ошибки и неловкие ситуации из прошлого. Как правило, они довольно робкие и нерешительные.
  10. Интровертированный. Это люди, ориентированные на свой внутренний мир и предпочитающие руководствоваться в делах собственным опытом, вместо того чтобы спрашивать чьего-то совета. Свои поступки они обычно обдумывают дольше, чем следовало бы. Они склонны к рефлексии, поэтому часто уединяются и «выпадают» на некоторое время из жизни.
  11. Экстравертированный. Такой человек большое значение придаёт общению с окружающими, всегда интересуется чужим мнением, спрашивает советов. Он склонен действовать импульсивно, не обдумывая поступки и решения слишком долго.
  12. Эмотивный. Такие люди обычно весьма чувствительны, добры и восприимчивы. Они ранимы и обидчивы, однако простить обидчика готовы практически мгновенно, стоит тому только извиниться.

Типы акцентуаций характера подростков по А.Е. Личко

Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, различают
следующие основные типы акцентуаций характеров:
1) лабильный — резкая смена настроения в зависимости от ситуации;
2) циклоидный — склонность к резкой смене настроения в зависимости
от внешней ситуации;
3) астенический — тревожность, нерешительность, быстрая утомляемость,
раздражительность, склонность к депрессии;
4) боязливый (сензитивный) тип — робость, стеснительность, повышенная
впечатлительность, тенденция испытывать чувство неполноценности;
5) психастенический — высокая тревожность, мнительность, нерешительность,
склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция
к образованию ритуальных действий;
6) шизоидный — отгороженность, замкнутость, трудности в установлении
контактов (см. экстраверсия — интроверсия), эмоциональная холодность,
проявляющаяся в отсутствии сострадания (см. симпатия) недостаток интуиции
в процессе общения;
7) застревающий (параноидный) — повышенная раздражительность,
стойкость отрицательных аффектов, болезненная обидчивость, подозрительность,
повышенное честолюбие;
8) эпилептоидный — недостаточная управляемость, импульсивность
поведения, нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому настроению с
накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева
(иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления,
чрезмерная обстоятельность речи, педантичность;
9) демонстративный (истероидный) — выраженная тенденция к вытеснению
неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию
и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризуемая
отсутствием угрызений совести, авантюристичностью, тщеславием, «бегством
в болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании;
10) гипертимный — постоянно приподнятое настроение, жажда деятельности
с тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца, повышенная словоохотливость
(скачка мыслей);
11) дистимный, напротив, преобладание пониженного настроения
чрезвычайная серьезность, ответственность, сосредоточенность на мрачных
и печальных сторонах жизни, склонность к депрессии, недостаточная активность;
12) неустойчивый (экстравертированный) тип — склонность легко
поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений,
компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный
характер;
13) конформный — чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения
других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.

Психопатии и акцентуации характера у подростков

одного из основных исследователей психопатийДиагностическими критериями психопатий являются:

  • тотальность;
  • стойкость;
  • нарушение социальной адаптации.

https://youtube.com/watch?v=3cT6L0n9gEM

полового созреванияПоказателями, которые влияют на степень тяжести психопатий, являются:

  • тяжесть, продолжительность и частота декомпенсаций (срывов), фаз;
  • тяжесть социальных нарушений поведения;
  • степень социальной (трудовой, семейной) дезадаптации;
  • степень самооценки (критичности психопата к собственной персоне).

когда личность более или менее адаптированапериоды обострения или срывов

Психопатическое развитие и краевая психопатия

истинныхдефектноеНаиболее частыми типами дефектного воспитания, которые влияют на формировании психопатий, являются:

  • Гипопротекция. Этот вид дефектного воспитания характеризуется недостатком опеки и контроля за поведением. При этом гипопротекция не сводится к удовлетворению насущных нужд, то есть дети не ходят раздетыми и голодными. В основном, это касается недостатка внимания, заботы и истинного интереса родителей к делам подростка. Гипопротекция может быть и скрытой, когда контроль за поведением подростка как будто осуществляется, но на самом деле является лишь формализмом. Особенно опасен такой вид воспитания при акцентуации по неустойчивому и конформному типам. Как следствие, подростки оказываются в асоциальных компаниях и быстро перенимают дурной образ жизни. Также отсутствие заботы очень пагубно при гипертимной, эпилептоидной и шизоидной акцентуации.
  • Доминирующая гиперпротекция. Этот вид дефектного воспитания характеризуется чрезмерной опекой, мелочным контролем и даже слежкой. Такой постоянный контроль вырастает в целую систему постоянных запретов. В свою очередь, постоянные запреты и отсутствие возможности принимать хоть незначительные собственные решения путают подростка. Очень часто у детей и подростков создается следующая система ценностей – с взрослыми ему все нельзя, а его сверстникам все можно. Такой вид воспитания не позволяет подростку анализировать собственные поступки и учиться самостоятельности. Кроме этого подавляется чувство ответственности и долга, подросток перестает отвечать за собственные поступки. Наиболее опасна гиперпротекция для гипертимных подростков, поскольку она приводит к резкому усилению реакции эмансипации. Подростки, или даже еще дети, бунтуют против притеснения самыми агрессивными методами.
  • Эмоциональное отторжение. Характеризуется эмоциональной холодностью, отсутствием заботы и привязанности. При этом виде дефектного воспитания ребенок или подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, и что он обуза в жизни родителей. Часто такое дефектное воспитание протекает в рамках скрытого эмоционального отвержения со стороны родителей, когда они не признают истинных тягот с сыном или дочерью. Якобы здравый смысл подавляет в них это отвержение к детям как недостойное. Иногда подобное отвержение переходит в реакцию гиперкомпенсации в виде подчеркнутой заботы и утрированного внимания. Однако такое фальшивое отношение ребенок и особенно подросток хорошо чувствуют. Шизоидной подросток на подобную неискренность реагирует уходом в себя, возводя еще большую стену между собой и семьей. Неустойчивый тип бросается искать отдушину в компаниях друзей.
  • Условия жестоких взаимоотношений. Данный тип дефектного воспитания проявляется открытыми и суровыми расправами за мелкие проступки. При этом очень часто на ребенке просто «срывают зло». Однако жестокие отношения касаются не только ребенка или подростка. Подобная тяжелая и суровая атмосфера господствует во всем окружении. Очень часто жестокие расправы скрыты от посторонних взоров, и семья с виду выглядит «здоровой». Воспитание в условиях жестоких взаимоотношений очень опасно для эпилептоидного и конформного типов. В данном случае отмечается высокий риск психопатического развития. Однако и на другие типы личностей душевное безразличие и избиения отражаются нездоровым образом. В таких семьях самый высокий риск развития психопатий.

Изменение акцентуаций характера

Такая трансформация является характерной в динамике акцентуированных черт. Суть изменения обычно заключается в том, что к ярким чертам присоединяются близкие по совместимости типы, иногда присоединившиеся черты затмевают доминирующие и выходят на первый план. Наблюдаются случаи, когда в характере человека смешанно много похожих черт, при этом в некоторых ситуациях наиболее сильно развитые достигают пика и затмевают все остальные.

Изменение яркости черт и замещение одних другими происходит по принятым закономерностям, когда во взаимодействие вступают только совместимые типы. Трансформация может возникать под воздействием биологических или социально-психологических причин.

Основные формы изменений

Трансформации акцентуаций можно разделить на две основные группы:

  • транзитные преходящие перемены с аффективными реакциями;
  • относительно стационарные изменения.

Первая группа трансформаций

Первая группа собирает в себе острые реакции, по сути, представляет собой психопатические реформации:

  • интрапунитивные проявляются в нанесении своему телу повреждений, попытке самоубийства, неприятных и безрассудных действиях, ломке вещей;
  • экстрапунитивные выдают агрессивное поведение, нападение на противника, отмщение злобой невиновным лицам;
  • иммунитивные являют собой отход от конфликта путем бегства из ситуации, что не является разрешением аффективной проблемы;
  • демонстративные проявления возникают, если конфликт выливается в бурные сцены из разряда театральных ролей, изображение сведения счета с жизнью.

Вторая группа изменений

Изменения устойчивого характера также подлежат подразделению. Наблюдается переход яркой черты характера в скрытую форму, это может случиться в связи со взрослением и получением достаточного количества жизненного опыта в таком случае происходит сглаживание угловатых личностных качеств.

Скрытая акцентуация обозначает переход от острой фазы к обычному, ничем не выделяющемуся варианту, когда все черты характера одинаково слабо выражены. О таком типе трудно составить мнение даже при длительном общении. Но спящие и сглаженные черты могут неожиданно проявиться под воздействием неординарных обстоятельств.

Интересным является проявление явного изменения акцентуации, когда черты в результате теста набирают показатели, довлеющие к крайним нормам, но критерии не являются препятствием на пути адаптации и личностного общения. С возрастом такие черты могут остаться в диапазоне проявленной интенсивности или сглаживание переведет их в разряд скрытых.

  • Нужно сказать о формировании психопатического пути развития акцентуаций на уровне психопатической патологии. Для этого требуется сочетание нескольких влияний:
  • у человека должна быть проявлена одна из акцентуаций;
  • патологические условия окружающей действительности должны быть такими, что по типу соответствуют наименьшему сопротивлению этой яркой черты;
  • действие факторов должно быть длительным;
  • трансформация должна проходить в наиболее подходящем для развития акцентуации возрасте.

Тест А. Е. Личко является эффективным способом выявить акцентуации характера и определяет наиболее вероятнее пути развития личности.

Астено-невротический тип

Астено-невротический тип (≈ неврастения) характеризуется нервной слабостью.

  • Повышенная утомляемость особенно при умственных нагрузках или в условиях соревнования;
  • Очень плохо переносят громкие звуки, яркий свет, скопления людей;
  • Раздражительны как следствие переутомления;
  • Аффективные вспышки слабые и непродолжительные, часто заканчиваются слезами;
  • Капризны, плаксивы;
  • Пугливы;
  • Плохой сон и аппетит;
  • Склонность к ипохондрии – забота о собственном здоровье – цель жизни (Пример: Жоржет из «Амели» — продавщица из кафе);
  • Инфантильны;
  • Иждивенцы; установлены на то, что окружающие должны о них заботиться и защищать: ждут помощи от государства и т.п.

«Слабые места», сложности:

  • Вынужденное общение с большим количеством;
  • Внезапное или длительное физическое и психическое напряжение;
  • Открытые конфликты с окружающими.

Причины возникновения акцентуаций

Тип акцентуации, свойственный конкретному человеку, определяется в основном генетическими факторами. А вот её дальнейшее развитие и усиление определяются уже всевозможными внешними причинами, среди которых наиболее значимыми являются такие факторы как:

  • Воспитание. Любые крайности, будь то недостаток внимания или гиперопека, могут спровоцировать развитие акцентуации.
  • Количество свободы в детстве. Здесь подразумевается то, как ребенок учится, насколько свободным или авторитарным является процесс образования.
  • Барьеры в общении. Если подросток испытывает проблемы в общении со сверстниками, это может приводить к нервным срывам, из-за которых проявляется акцентуация.
  • Внутренняя дисгармония. Это может быть заниженная самооценка или комплекс неполноценности. Чем больше на человека давят такие переживания, тем сильнее проявляется акцентуация его характера.

Также к усилению и проявлению скрытых акцентуаций характера могут приводить недостаток общения и продолжительное пребывание в одиночестве, неудовлетворенность личных потребностей, различные заболевания центральной нервной системы и хронические болезни.

Эпилептоидный тип

Эпилептоидный тип – характерные черты:

  • Аффективная взрывчатость;
  • Напряженное состояние инстинктивной сферы;
  • Вульгарность из-за отсутствия застенчивости, стыда;
  • Власть влечений;
  • Алкоголики, игроки в карты; казино;
  • Вязкость, инертность, тяжеловесность, тугоподвижность психической деятельности;
  • Крепкий сон (с тяжелым пробуждением);
  • Властность (вплоть до диктаторства и садизма);
  • Склонность к установлению и соблюдению иерархии «власть \ подчинение;
  • Злопамятность;
  • Ревнивость;
  • Мечтательность;
  • Бережливость, аккуратность;
  • Склонность к аддикциям (зависимостям): азартные игры, алкоголизм, любовные зависимости;
  • Аккуратность; бережливость, хозяйственность (выйдя из запоя, делают все для семьи, чтобы ни жена, на дети от них не ушли и т.п.)

«Слабые места», сложности:

  1. Нежелание подчиняться «неавторитетным» людям;
  2. Измена близких людей;
  3. Любят говорить о своем здоровье

Неустойчивый тип

Неустойчивый тип – характерные черты: слабоволие, недостаточная развитость волевой сферы;

  • Педагогическая и социальная запущенность (сильный контроль в воспитании позволяет им избежать асоциального поведения);
  • Безответственность и беспринципность (→ ненадежность);
  • Непорядочность, бесцельность и поверхностность контактов;
  • Отсутствие глубоких привязанностей, даже родные – это источник денежных средств и удовольствия;
  • Особенная услужливость;
  • Трусость (из-за страха наказания);
  • Легко поддаются влиянию других людей;
  • Постоянная тяга к развлечениям, праздность;
  • Привлекают открытостью, общительностью, доброжелательностью;

 «Слабые места», сложности:

  1. Безнадежность;
  2. Попустительство.

Новая теория

Теория, разработанная Леонгардом, достаточно быстро доказала, насколько она полезна и достоверна, как по ней можно эффективно определять типологии характеров личности. Однако была в ней существенная проблема, которая заключалась в том, что ее применение было ограничено возрастом испытуемых. Данный опросник был рассчитан исключительно на взрослых. Дети и даже подростки, у которых не было соответствующего жизненного опыта, просто не могли ответить на целый ряд вопросов. В результате провести классификацию акцентуаций характера не представлялось возможным.

Решить эту проблему взялся Личко. Он доработал тест немецкого психиатра, чтобы его стало возможным применять для детей и подростков. Также изменил описания типов акцентуации, некоторые названия изменил и добавил новые. По мнению Личко, изучать акцентуации у подростков более целесообразно, так как большинство из них и так формируется до подросткового возраста, становясь ярче в определенный период жизни. Описание данных характеров было в результате им расширено за счет новых данных.

Характер и черты личности

Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих
отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется
в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что
придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок
(отсюда название «характер»).
Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а
не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства.
Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может
быть объяснен и оправдан, по крайней мере с позиций действующего лица.
Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность
вести себя самостоятельно, последовательно, независимо обстоятельств,
проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный
человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобные качества ни в
деятельности, ни в общении, плывет по течению, зависим от обстоятельств
управляется ими.
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались
на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и
ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена
немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную
попытку предпринял американский коллега У. Шелдон, а в наши дни — Э.
Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.
Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей. Основные
из них следующие:
1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении
остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека,
не являются случайными. Они образуют четко различимые, позволяющие выявлять
и строить типологию характеров.
3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена
на группы.
Существуют ряд классификаций характеров, которые строятся в основном
на описаниях акцентуаций характера. Одна из них принадлежит известному
отечественному психиатру А.Е. Личко. Эта классификация построена на
основе наблюдения за подростками.

Методики диагностики личности

Леонгард самыми надежными методами диагностики считал наблюдение и беседу

При личной беседе ученый должен изучать не вербальную информацию, идущую от пациента, а акцентуировать внимание на его мимике, изменениях в интонации голоса. Изучение поведения пациента на работе, в непринужденной домашней обстановке, в общении с другими людьми, согласно Леонгарду, дают исчерпывающую информацию об особенностях его личности

Однако не всегда есть возможность тщательного наблюдения за пациентами даже в условиях стационара. В этом случае на помощь придет работа с опросником Г. Шмишека.

Текст опросника, ключ для обработки ответов, подробное описание отдельных шкал и сочетаний можно найти в книге Ю.В.Кортневой «Диагностика актуальной проблемы. Методика Леонгарда-Шмишека».

По мере взросления человека и становления его личности, яркие акцентуированные черты сглаживаются. Приспосабливаясь к требованиям социальной среды, индивид учится контролировать свой природный темперамент. Как правило, типологию характера Леонгарда используют при работе с подростками, у которых характер еще окончательно не устоялся.

https://youtube.com/watch?v=cVDzF7AuhD4

Диагностика акцентуаций характера и психопатий

сокращенный вариант 71Характеристики базисных шкал в тесте MMPI следующие:

  • первая шкала (шкала ипохондрии) измеряет черты астено-невротического типа личности;
  • вторая шкала (шкала депрессии) указывает на гипотимический тип личности;
  • третья шкала (шкала истерии) разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного (истероидного) типа;
  • четвертая шкала (шкала психопатии) — диагностирует социопатический тип личности;
  • пятая шкала – не используется для диагностики типа личности, а применяется для определения мужских или женских черт личности (навязывается обществом);
  • шестая шкала (шкала параноидности) характеризует обидчивость и диагностирует параноидный тип;
  • седьмая шкала (тревоги и психастении) предназначена для диагностики тревожно-мнительного типа личности;
  • восьмая шкала (шкала шизофрении и аутизма) определяет степень эмоциональной отчужденности, указывает на шизоидный тип и аутистический спектр;
  • девятая шкала (шкала гипомании) указывает на гипертимный тип личности.

верноневернопсихолог, психотерапевт

Акцентуация личности

Автор типологии акцентуаций характера стал первым, кто предложил использовать данный термин в официальной научной литературе. Им он заменил бытовавшее ранее понятие акцентуации личности. Основным мотивом для этого послужило то, что личностные особенности человека нельзя обобщать данным понятием, так как они намного шире, включают в себя еще и мировоззрение, образование, особенности восприятия, реакцию на внешние раздражители.

В психологии акцентуация характера — это временные изменения в характере индивида, которые могут исчезнуть или кардинальным образом видоизмениться в процессе развития и роста ребенка. Дело в том, что характер является внешним отражением типа нашей нервной системы, становится конкретной характеристикой особенностей человеческого поведения. Происходящие с подростком изменения могут сохраниться на всю жизнь или перейти в психопатию. При этом путь акцентуации определяется ее выраженностью, видом и социальным окружением.

В результате данное определение окончательно закрепилось в психологии. Акцентуация характера — это понятие, на многие годы определившее развитие характерологии.

При этом Личко, как и Леонгард, считал акцентуацию только одним из вариантов деформации характера, при котором дополнительную выраженность приобретают его отдельно взятые черты. Все это повышает чувствительность личность к одним видам влияний, затрудняя адаптацию в других случаях. В результате у человека образуется способность к адаптации на достаточно высоком уровне. При этом с некоторыми видами влияний, которые не задевают места наименьшего сопротивления, акцентуированные личности справляются намного успешнее.

Саму акцентуацию Личко представлял себе как некое пограничное состояние между психопатией и нормой. В связи с этим и сама классификация во многом основана на существовавшей в то время типологии психопатий. Всего советским ученым были выделены одиннадцать разновидностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector