Невроз у детей и подростков: причины, симптомы, профилактические меры и лечение

Народная медицина

Для облегчения состояния пациента при подростковом неврозе и устранения причин его развития рекомендовано использовать средства народной медицины. Лекарства характеризуются высоким уровнем эффективности, что предоставляет возможность их применения для широкого круга пациентов. Препараты готовятся на основе:

Меда. Берется 60 грамм свежего продукта и разводится в половине литра воды, которая предварительно закипячивается и остужается до комнатной температуры. Принимать лекарство рекомендуется 4 раза в день по 150 миллилитров. Благодаря медикаменту обеспечивается улучшение самочувствия и стабилизация сна. Для достижения стойкого результата рекомендуется использовать лекарство не менее недели.

  • Душицы. Для лечения заболевания рекомендуется использовать настой из этого растения. Берется несколько столовых ложек предварительно высушенной и измельченной наземной части травы. Она заливается 0,5 литрами кипятка и настаивается 1 час. После процеживания медикамента его применяют для приема внутрь. Пациенту нужно пить настой три раза в день по 100 миллилитров. Лекарственное средство характеризуется наличием успокаивающих свойств.
  • Герани. Если при патологическом процессе у подростка наблюдается бессонница или повышается артериальное давление, то ему рекомендуется использовать лекарство на основе данного растения. С помощью медикамента проводится эффективная борьба с раздражительностью. Этот комнатный цветок достаточно будет поставить в доме. В соответствии с проведенными исследованиями было доказано, что при ежедневном вдыхании ароматов герани состояние пациента улучшается. По истечению двух недель наблюдается нормализация сна, укрепление нервной системы и стойкое снижение артериального давления.

Валерианы. Готовится лекарство на основе сухих и измельченных корней растения. Берется столовая ложка сырья и заливается 250 миллилитрами кипятка. Средство устанавливается на огонь и доводится до кипения. По истечению нескольких минут средство снимается с огня и оставляется на 20 минут настаиваться. После процеживания лекарство принимается внутрь по 100 миллилитров трижды в день. Пациентам рекомендуется принимать препарат через 30 минут после еды. Принимать лекарственное средство рекомендуется, если невроз возник на фоне умственного переутомления. Медикамент способен устранять головные боли, которые часто сопровождают заболевание. Его рекомендуется использовать для борьбы с не6врозом.

Невроз – это патологическое состояние, которое зачастую развивается у подростков и детей школьного возраста. У детей часто возникает невроз навязчивых состояний. Это объясняется тем, что в этот период жизни наблюдается становление личности, поэтому ребенок зачастую конфликтует со сверстниками и родителями. Патологический процесс имеет ярко выраженную симптоматику.

При возникновении первых признаков заболевания пациенту рекомендуется обратиться за помощью к доктору, который после проведения соответствующей диагностики назначит действенное лечение. Для борьбы с патологией могут использоваться традиционные препараты или средства народной медицины.

Когда нужно обратиться к врачу и как лечить ребёнка

При обнаружении хотя бы одного из перечисленных выше симптомов, родители должны обратиться к педиатру и рассказать о своих опасениях. При подозрении на невроз, детский врач может дать направление к детскому невропатологу, который расскажет чем лечить и выпишет препараты, снимающие головные боли, нормализующие сон и устраняющие раздражительность. Возможно будет назначен массаж, который можно будет получать в специализированных учреждениях или проводить в домашних условиях. Если такое лечение не будет эффективным, потребуется помощь психотерапевта.

Медикаментозное лечение включает в себя прием общеукрепляющих средств, травяных успокоительных настоев или транквилизаторов.

Целью психотерапевтических сеансов является нормализация семейных отношений и отношений родителей с ребенком, во время которых родители приобретают навыки плавильного взаимодействия с ребенком.

Что касается неврологического заикания, то после работы психолога к процессу подключается специалист по дефектам речи, он будет заниматься по собственной методике, которая подразумевает дыхательную гимнастику, лечебный массаж, игровую форму лечения.

Вероятность возникновения и опасность невроза в детском возрасте

Распознать заболевание помогает выявление причины неврозов у детей и отнесение их к определенной группе риска. Сюда входят дети:

  1. с наследственной предрасположенностью к нарушениям в работе ЦНС;
  2. дети, у которых наблюдалась патология процесса внутриутробного развития (например, гипоксия) или родовая травма;
  3. находящиеся в естественных периодах становления личности;
  4. подверженные стрессам из-за внешних обстоятельств.

В первых трех случаях приходится бороться лишь с результатами имеющихся стрессовых или паталогических ситуаций. Четвертая же группа характеризуется тем, что невроз у детей симптомы и вероятность возникновения заболевания находятся в непосредственной связи с родительской заботой. В данном случае взрослые могут предупреждать возможные причины неврозов у детей дошкольного, школьного и подросткового возраста. Назовите фактор способствующий возникновению неврозов у детей чаще всего? Зачастую сюда включаются  неправильные действия родителей в процессе воспитания ребенка и в отношениях друг к другу, если их наблюдает ребенок, а также изменения в составе семьи. Кроме того изменения привычной обстановки при переездах и посещении образовательных учреждений могут явиться внешней причиной при появлении неврозов. Физическое и эмоциональное напряжение, заболевания, недосыпание и недоедание – все это также может запустить механизм возникновения невроза.

Усугубить положение вещей в более позднем детском возрасте может сложившийся устойчивый характер и особенности воспитания, а также астенический тип конституции.

Невроз у детей симптомы и причины возникновения стоит детально рассматривать в раннем возрасте, потому что это может плачевно сказаться на развитии высшей нервной системы в целом. Недолеченные неврозы повлияют на развитие характера ребенка, а во взрослом состоянии могут обернуться более тяжелыми психологическими проявлениями.

Особенности невроза у детей

Неврозы у детей — группа заболеваний с не резко выраженными нарушениями психической деятельности, возникновение, течение, компенсация и декомпенсация которых определяются преимущественно психогенными факторами. Невротический срыв может быть у любого ребенка, однако его характер и форма тесно связаны с индивидуальными предрасположенностями и особенностями характера и формирования личности ребенка. Длительное стрессовое воздействие на «благодатной» почве, с наличием еще не окрепшей нервной системой формируют нарушение высшей нервной деятельности у детей различной возрастной группы. Перенапряжение нервных процессов в корковых структурах больших полушарий мозга, под действием неадекватных по силе или длительности внешних раздражителей, формирует различные детские неврозы.

Причины детских неврозов

Современные исследования и достижения в области психологии и психиатрии позволяют с уверенностью сказать, что детство является определяющим в развитии, как здоровья, так и болезни.

Поэтому наша задача, как взрослых, помочь нашим детям, быть внимательными к ним.

Вовремя полученная компетентная консультация врача позволяет распознать детский невроз на ранней стадии и обеспечить психическое здоровье ребенку на многие годы..

Не случайно говорят, что легче предотвратить, чем лечить невроз. В противном случае, последствия могут усугублять болезнь, искажать развитие и требуют длительного и кропотливого лечения.

Возникновение детских неврозов

В основе развития детских неврозов лежат нарушения высшей нервной деятельности в виде срыва работы головного мозга, который сопровождается различными болезненными переживаниями. Они имеют обратимый характер независимо от их длительности и интенсивности. Как правило, детские неврозы возникают психогенно, на органическо-неполноценной базе в виде последствий минимальной мозговой дисфункции (ММД) или перенатальной энцефаллопатии (ПЭП), которые компенсируются с взрослением. В клинической картине неврозов преобладают эмоциональные, соматовегетативные расстройства, истощаемость, раздражительная слабость с утомляемость и медленным восстановлением сил. Возникновение неврозов многофакторно, основанная на комплексной роли биологических (наследственность, конституциональные особенности, протекание беременности и родов), психологических (личностные, характерологические, психотравмирующие ситуации их актуальность и длительность) и социальные (родительская семья, условия воспитания и т.д.) факторов. При детских неврозах большое значение имеет влияние среды: это и детско-родительские отношения, и климат в семье, и климат в школьном или детском коллективе

Невроз у детей может возникнуть из-за наследственных причин или психотравмирующих ситуаций (внезапная смерть близкого человека, конфликтная обстановка в семье, в детском саду, школе и т.д.).

Диагностические мероприятия

При появлении первых признаков патологического процесса рекомендуется обратиться за помощью к доктору. Только опытный специалист сможет правильно поставить диагноз пациенту. Он сначала проводит осмотр пациента и сбор анамнеза. Также рекомендуется проведение наблюдений и бесед с психологом  или с психотерапевтом. Зачастую этих мероприятий достаточно, чтобы правильно поставить диагноз.

Если у доктора имеются подозрения на протекание других патологий в организме, то рекомендовано применение инструментальных диагностических методов. Ребенок должен пройти компьютерную и магниторезонансную томографию.

Это высокоинформативные методы, которые дают возможность получения снимков послойного изображения исследуемой области. При заболевании  пациентам рекомендовано проведение электроэнцефалографии, электромиографии, эхоэнцефалографии.

Эти диагностические методики позволяют определить изменения в сером веществе и сосудах головного мозга. В некоторых случаях рекомендуется применение тепловидения и ультразвукового исследования.

Диагностика заболевания должна быть комплексной, что позволит точно его определить и назначить действенную терапию.

Профилактические меры и чего не стоит делать при неврозах

Основным профилактическим моментом, который направлен на предотвращение развития у ребенка невроза является понимание родителями причин, способных дать толчок для подобной патологии

Когда родители будут достаточно осведомлены в этом вопросе, они смогут обращать более пристальное внимание на воспитание ребенка, и сумеют обойти «острые углы» в этом вопросе

В семье должна быть максимально благоприятная погода для роста и развития ребенка, для этого необходимо:

  • адекватно организовывать физические нагрузки для ребенка;
  • вовремя лечить возможные заболевания;
  • сбалансировать питание;
  • следить за тем, чтобы ребенок полноценно отдыхал и спал по ночам;
  • организовать правильные воспитательные мероприятия, чтобы сформировать в ребенке сильную личность.

Профилактика неврозов гораздо более проста, чем их последующее устранение.

Для предупреждения развития неврозов не рекомендуется:

  • давать ребенку противоречивые установки – за один и тот же поступок то наказывать, то игнорировать,
  • высмеивать недостатки ребенка;
  • игнорировать вопросы ребенка по поводу ваших собственных поступков;
  • пугать ребенка врачами, полицией, детским домом, сказочными героями;,
  • сравнивать ребенка с его друзьями, особенно не в пользу вашего ребенка;
  • за любую повинность без выяснения причины сразу применять наказание;
  • практиковать телесные наказания.

Невроз у ребенка – это ситуация, от которой нельзя отмахиваться, и думать, что все пройдет само собой. Возможно с возрастом проявления неврозов не будут такими яркими, но невротику будет гораздо сложнее адаптироваться к окружающему миру и добиться в нем успеха и самореализации.

Симптомы

Фото: лечение-мертвое-море.рф

Выделяют две группы симптомов невроза – психологические и физические. К психическим проявлениям болезни относят преобладание отрицательных эмоций, частые смены настроения, плаксивость, обидчивость, раздражительность. Нередко обнаруживается устойчивое снижение настроения. Типичным признаком многих неврозов считаются тревога и страх, которые ощущаются в виде тревожного ожидания неопределенного ужасного события.

Когда ожидание превышает предел индивидуальной устойчивости, возникают фобии и панические атаки. Навязчивости развиваются отдельно или сочетаются с фобическими расстройствами. Проявляются в двух вариантах: в виде компульсий и обсессий. Обсессиями называются навязчивые мысли, образы и воспоминания. Под компульсиями понимают навязчивые стереотипные действия, которые нередко имеют вид ритуалов и возникают под влиянием обсессий. 

Пациенты с неврозом страдают от проблем в общении, нерешительности и низкой устойчивости к стрессовым ситуациям. Малейшие отклонения от привычного порядка вещей вызывают отчаяние, агрессию или ощущение бессилия. Их образ себя и картина мира как будто разрушаются. Становится неустойчивой самооценка

Люди перестают понимать, что для них ценно и важно, а что – нет

Большинство неврозов сопровождается повышенной утомляемостью. Больные не чувствуют себя отдохнувшими после выходных или ночного сна. Физическая работа вызывает быстрое утомление. Способности к умственной деятельности снижаются из-за зацикленности на травмирующей ситуации, рассеянности, невнимательности, нарушений внимания. Тяжелее вспоминается уже известная информация, хуже усваиваются новые знания.

Отмечается высокая чувствительность к яркому свету и громким звукам, изменениям внешней температуры, случайным прикосновениям, дистанции с другим человеком. Перечисленные проблемы усугубляются нарушениями сна. Возможны частые пробуждения, поверхностный сон, бессонница или ночные кошмары.

Физические симптомы невроза чаще всего представлены вегетативными нарушениями. Пароксизмальные вегетативные расстройства проявляются в виде панических атак. Перманентные изменения включают потливость, головокружения, потемнение в глазах, неустойчивость при стоянии и ходьбе, ощущение замирания сердца, кома или холода в желудке, распирания или тяжести в кишечнике. Характерны нарушения стула, учащение мочеиспускания.

У больных неврозом меняется аппетит. Одни пациенты переедают, другие отказываются от еды. Иногда наблюдается быстрая насыщаемость, при которой человек до начала приема пищи страдал от сильного чувства голода, но наелся, только приступив к трапезе.

Возможны головные боли напряжения, дрожание конечностей, вздрагивания, мышечные подергивания. Частыми соматическими проявлениями невроза считаются сердцебиения и боли в области сердца. Множество «неполадок» в работе организма становится причиной ипохондрической настороженности. Наиболее распространенными страхами являются боязнь инфаркта, инсульта и онкологических заболеваний. У женщин отмечается фригидность, мужчины страдают от нарушений потенции и преждевременного семяизвержения.

В развитии невроза выделяют 3 стадии. 1стадия называется невротической реакцией, продолжается до 1 месяца. На 2 стадии возникает собственно острый невроз длительностью от 6 месяцев до 2 лет. На этих стадиях все проявления болезни могут исчезнуть под влиянием терапии, при перемене обстоятельств или внутренних изменениях. В последующем болезнь приобретает хроническое течение, вызывает изменения характера.

Что же такое агрессия?

Агрессия, проявления которой чаще всего вызывает негативную реакцию со стороны наблюдавших за ней людей, может иметь и положительный эффект. Таким моментом считается возможность разрядки переполнявших эмоций и отстаивания человеком своих позиций, повышения самооценки. Но агрессивность всё-таки нужно контролировать, чтобы не создавать себе жизненных проблем

Особенно сильно проявляется она в подростковом периоде, поэтому важно понимать причины её появления

Агрессия человека означает, что он хочет ощущать власть над кем-то, подчинять его. Она может быть как внутренней, направленной внутрь себя (аутоагрессия) и внешней, объектом которых становятся другие люди или предметы. Бывает она также явной и скрытой. Признаками явной агрессии считается повышенная степень конфликтности, рукоприкладство, способность давить на других, злословить. А скрытая форма проявляется уходом в себя, попытками самоубийства.

Виды неврозов

Виды неврозов достаточно разнообразны:

  • невроз страха;
  • невроз навязчивых состояний;
  • депрессивный;
  • истерический невроз;
  • ипохондрический;
  • невротическое заикание;
  • дыхательный невроз;
  • неврастения или астеническая форма;
  • анорексия – пищевой невроз;
  • невротические тики;
  • невротические нарушения сна;
  • невротическийэнурез или энкопрез.

Невроз у детей может развиться в любом возрасте – как у ребенка в 2 года, так и у подростков.

Далее будут рассмотрены самые часты формы невротических состояний.

Истерия

Неврозы у детей дошкольного возраста чаще всего наблюдаются в форме истерии. Проявляется данное состояние в падении на пол и ударами ногами или головой о пол, в это время ребенок кричит и плачет.

Не так часто, но встречаются приступы мнимого удушья, которые наблюдаются при отказе выполнять требования малыша или, когда ребенок наказывается. Особенно это распространенное явление у детей 3 лет. В подростковом возрасте истерия может проявляться в сенсорных расстройствах – так называемая истерическая слепота, ухудшение чувствительности рецепторов кожи и слизистых.

Неврастения

Чаще наблюдается у детей 10 лет и подростков. Данное состояние может быть следствием чрезмерных нагрузок в школе, дополнительных занятий, но в большинстве случаев встречается у физически слабых детей. Проявляется в раздражительности, нарушениях сна, плаксивости, неусидчивости, быстрой утомляемости.

Неврозы навязчивого состояния

Этот вид патологии делится на 2 подвида – невроз навязчивых движений и фобии. Однако, встречаются и смешанные формы. Первый подвид чаще возникает у ребенка 4 лет – выражается в непроизвольных вздрагиваниях, шмыганье носом, подергиваниях, движениях кистями, топанье ногами и прочее. Такие явления наблюдаются при психологическом напряжении. Движения непроизвольные и возникают помимо желания малыша. Фобический невроз представляет собой различные страхи – замкнутого пространства, темноты, у детей 7-8 лет могут наблюдаться фобии отвечать у доски и так далее.

Энурез

Ночное недержание мочи. В большинстве случаев этим недугом страдают дети с наследственной предрасположенностью, психотравмирующими факторами, тревогами.

После 5 лет ребенок начинает переживать из-за данной патологии, у него падает самооценка, стараясь не допустить неосознанное мочеиспускание, ребенок старается не спать, в результате чего к этому виду невроза присоединяются и другие – плаксивость, фобии, тики.

Пищевой невроз

Выражается в нарушении аппетита – ребенок может очень медленно принимать пищу, долго жевать, срыгивать, отмечается плаксивость во время еды, а также обильная рвота.

В некоторых случаях может иметь место невроз глотки – ребенок не может проглотить пищевой ком, в результате чего возможна рвота или удушающее состояние.

Поведение родителей

Лечение неврозов у детей может занимать длительное время. Эффективность терапии во многом зависит от поведения родителей.

Если предписания врачей выполняются, но ошибки в воспитании не будут исправлены, то облегчение состояния маленького пациента произойдет лишь на время. Устранение невроза любого типа — совместный труд врачей и родителей.

Рекомендации родителям:

с ребенком необходимо как можно больше общаться спокойным тоном;
при лечении неврозов ускорить выздоровление могут игротерапия и сказкотерапия;
при воспитании малыша важно исключить факторы, которые спровоцировали невроз;
предписания врачей и назначенные процедуры должны выполняться в обязательном порядке;
контроль круга общения ребенка;
создание для малыша максимально благоприятных условий жизни.

Лечение болезни

Если патологический процесс протекает в легкой форме, то рекомендовано применение психокоррекции. С этой целью осуществляется использование общеукрепляющих упражнений и психотерапевтических методик:

  • Поведенческой терапии;
  • Игровой психотерапии;
  • Арттерапии;
  • Аутогенных тренировок.

Для того чтобы восстановить  психические и поведенческие реакции малыша, степень нарушения которых зависит от особенностей протекания заболевания, рекомендовано применение комплексного лечения. В этом случае проводится прием медикаментозных препаратов и психотерапевтических техник. Методика требует использовать определенные приемы :

  • Психотерапевт моделирует ситуации, которые пугают ребенка. Малыш в ходе беседы должен прожить свой страх,  что обеспечивает снятие тревожности.
  • В ходе бесед используется психогимнастика, с помощью которой корректируются эмоции, мысли, поведение.
  • Для того чтобы устранить навязчивые мысли и движения школьника обучают контролировать эмоции.  Также он знакомиться при занятиях с психотерапевтом с методами подавления тревоги и агрессии.
  • Психотерапевт моделирует ситуации, которые пугают ребенка. Для устранения тревожности специалист создает ситуации, которые заставляют ребенка снова пережить свой страх.
  • В период лечения патологического процесса рекомендовано организовать полезное общение с людьми. Маленьким пациентам показывают примеры поведения в социуме.
  • При лечении болезни психотерапевт работает с родителями малыша, что позволяет устранить ее причину. Он обучает правильным взаимоотношениям в семье, а также корректирует методы воспитания.

Существуют разнообразные психокорректирующие методики, что позволяет выбрать наиболее подходящий вариант для пациента.  Выбор метода лечения осуществляется доктором в соответствии с особенностями протекания патологии.

Виды неврозов

Выделяют несколько групп заболевания у маленьких пациентов. Они могут отличаться не только причиной возникновения, но также и тактикой терапии.

  1. Невроз страхов имеет приступообразное проявление. Специалисты отмечают развитие определенных условий, которые выступают в качестве провоцирующего фактора. Наиболее часто основанием могут быть остро возникшие ситуации: преднамеренный испуг, постоянное присутствие в обыденной жизни фобий, например, темноты. В школьном возрасте неврозы страхов связаны с боязнью учителя. Состояние сопровождается ощущением скованности, появлением слез и капризов. При длительно воздействующей причине дети могут сбегать из дома, совершать попытки суицида, а также регулярно врать.
  2. Невроз навязчивых состояний. Патология проявляется постоянным желанием пациента совершать различные движения: похлопывание в ладоши, постукивание ногой, а также шмыганьем носа или морганием. Развитие клинических признаков появляется только после воздействия провоцирующего фактора, например, вызов к доске или момент опроса на экзамене. Лечение невроза навязчивых движений у детей предусматривает полное исключение не только провоцирующего фактора, но и патологического вида движений.
  3. Депрессивный невроз. Наиболее характерен для подростков. Ребёнок пребывает в подавленном состоянии, мимика значительно обеднена, а реакция на происходящее не всегда адекватна. Причинами депрессивного расстройства выступают недовольство своим внешним видом, общением с окружающими людьми, проблемы с родителями.
  4. Истерический невроз. Выраженное расстройство психики с яркой реакцией на происходящее. Ребёнок может падать на пол, плакать и имитировать судороги.

Общая симптоматика

Если в вашей семье произошла ситуация, являющаяся фактором риска, стоит обратить внимание на симптомы и лечение этой патологии. У малыша можно заметить следующие признаки невроза:

  • изменение черт характера и поведения;
  • проявление агрессии или отчаяния;
  • ранимость, повышенная тревожность;
  • слезы, истерики без причины.

Проявления стресса и невротических отклонений могут проявляться физически:

изменение уровня артериального давления;
тахикардия;
расстройства пищеварения в моменты стрессов;
невозможность длительно концентрировать внимание;
ухудшение памяти; 

чрезмерная потливость;
нарушения дыхательной функции;
острые реакции на раздражители (вздрагивания, плач);
тревожность во сне, проблемы с пробуждением утром.

Симптоматика невроза у детей зачастую принимается за небольшой испуг или кратковременное расстройство из-за иных внешних факторов. Чтобы точно определить детский невроз, необходимо показать малыша врачу. Предварительно проанализируйте его поведение, чтобы специалист получил более полную картину недуга.

Общая информация о причинах невротических расстройств

На сегодня наиболее известным исследователем отклонений в функционировании высших нервных процессов, коими являются неврозы, является Александр Иванович Захаров. Он написал две монографии, которые были объединены в пособие, имеющее успех у психотерапевтов.

Являясь психологом-практиком Захаров выделил основные причины появления патологии у детей:

  • резкие изменения привычного ритма или уклада жизни;
  • начало регулярных посещений детского коллектива;
  • внезапный испуг, стресс;
  • продолжительные по времени физические или эмоциональные нагрузки;
  • изменения внутри семьи, к которым кроха не был готов.

Не у каждого ребенка после подобных ситуаций появляются причины невроза. Это связано с тем, что малыши имеют разную по устойчивости психику. Факторами риска могут выступить:

  • наследственная предрасположенность к поражениям нервной системы;
  • перенесенные заболевания;
  • недосыпание;
  • семейные трудности, проблемы в отношениях между родителями;
  • патологии, психологические травмы при беременности у матери, гипоксия плода.

Отклонения будут заметны разным образом. Они зависят от: возраста ребенка, его пола, телосложения, особенностей темперамента. Легче всего невроз протекает у сангвиников и флегматиков. Наиболее уязвимы к внешним воздействиям дети с низкой самооценкой, а также переживающие кризисный период (3 или 7 лет, переходного возраста).

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.

Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.

Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.

Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.

У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.

На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

Астено-невротические состояния у детей

Особым видом детских неврозов являются астено-невротические состояния — психические расстройства, которые могут возникать в результате нервного истощения или сильной усталости. Такие нарушения могут напоминать симптомы, возникающие при различных соматических заболеваниях. Однако, если речь идёт о неврозе, будет характерен внутренний конфликт между желаемым и субъективно достижимым, конфликт типа «нет сил, но хочу».

Проблема заключается в том, что для их достижения у ребёнка (подростка) нет достаточных сил и способностей. У детей такой конфликт возникает в тех случаях, когда ребенок пытается овладеть ситуацией, которую он не в состоянии контролировать (например, примирить разводящихся родителей, самоутвердиться в новом классе, соответствовать завышенным ожиданиям взрослых, близких и учителей, справиться с возложенной на него непосильной нагрузкой). Основные симптомы астено-невротических состояний:

  • капризы, плаксивость;
  • «истерики», упрямство;
  • частые и резкие смены настроений;
  • повышенная раздражительность;
  • вялость;
  • быстрая утомляемость;
  • низкая учебная успеваемость в школе.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector