Прогноз на выздоровление с сенсорной алалией

Алалия у детей – симптомы, прогнозы

Признаки алалии у детей индивидуальны. В каждом случае, педиатр выделяет ряд типичных симптомов и проводит диагностические процедуры. На начальном этапе обследования специалист обязательно проверяет реакции ребенка. Он анализирует реакцию малыша на обращение к нему, реакцию на жестикуляцию и попытки завести диалог. Если в какой-то момент у ребенка происходит задержка ответа, то врач ставит диагноз алалия, у детей при этом назначается индивидуальное лечение.

Симптоматика зависит от вида заболевания и степени отклонений, но существуют общие симптомы:

  • проблемы с мелкой моторикой;
  • нарушения вестибулярного аппарата;
  • сложности с координацией движений;
  • заикание.

Моторная алалия у детей – признаки

Моторная алалия у детей (экспрессивная) – это неспособность складывать буквы в слова из-за двигательных нарушений. Ребенок просто не может овладевать языковыми операциями из-за недоразвитости речевых органов. Такие дети умеют шевелить языком и облизывать мороженное, но выполнить просьбу родителей и поднять язык наверх к небу, малыш не может. Дети с моторной алалией речь взрослых понимают, но из-за проблем с речевым аппаратом не могут выражать свои мысли словами. На фоне заболевания развивается отставание в интеллектуальном развитии.

Моторная алалия делится на 2 типа:

  1. Эфферентная. Здесь болезнь проявляется из-за заторможенности развития центра Брока (задней нижней части в лобной доле).
  2. Афферентная. В этом случае имеет место дисфункция нижнего теменного сегмента, располагающегося в левом полушарии.

Чем отличается речь ребенка с моторной алалией и каковы симптомы заболевания:

  • ребенок поздно начинает произносить первые слова (примерно в возрасте 4 лет);
  • словарный запас очень мал;
  • заметна плохая координация движений;
  • у малыша не получается построить предложение правильно и склонять слова по падежам;
  • наблюдаются отклонения в поведении (гиперактивность, малоподвижность или невнимательность);
  • ребенок становится замкнутым и агрессивно реагирует на проявление внимания.

Сенсорная алалия у детей – признаки

Сенсорная алалия у детей – это заболевание, лечить которое необходимо при первых признаках. Сенсорный тип расстройства характеризуется поражением коры головного мозга в той части, которая отвечает за анализ речи. Ребенок не может ассоциировать звуковое обозначение с образом, представленным визуально перед ним. Говоря проще, малыш просто не понимает речь, хотя прекрасно ее слышит.

Чем отличается речь ребенка с сенсорной алалией, и как выглядят ее симптомы:

  • ребенок постоянно говорит, но из-за несвязной речи никто не может его понять;
  • малыш плохо воспринимает речь;
  • постепенно прогрессирует интеллектуальная недоразвитость;
  • ребенок меняет местами буквы в самых простых словах;
  • соединяет несколько слов в одно;
  • проявляются противоречивые стороны характера – импульсивность граничит с подавленностью, а замкнутость с активностью;
  • у малыша не получается мысленно подбирать названия предметам окружающим его.

Сенсомоторная алалия у детей – признаки

Сенсомоторная алалия у детей – это смешанный тип заболевания, считающийся самым серьезным и опасным. При такой форме патологии малыш не только не понимает, что говорят ему родители или сверстники, но также не может разговаривать сам. Алалия у детей в этом виде характеризуется поражением сенсомоторной области коры головного мозга. Патология поддается лечению, но здесь необходим комплексный подход, и чем раньше родители заметят отклонения от нормы, тем более эффективным окажется лечение.

Признаки сенсомоторной алалии у детей:

  • ребенок до 3-х лет не говорит ни слова;
  • наблюдаются нарушения в области социальной адаптации;
  • малыш боится громких звуков;
  • имеются трудности в формировании речи, в том числе подмена букв в простых словах;
  • скудный словарный запас;
  • сложное понимание обращенной к ребенку речи.

Степени тяжести алалии

Степени недоразвития речи подразделяются на 2 вида:

  1. Легкая. При такой степени тяжести необходимо пригласить логопеда и выполнять все домашние задания. Отклонения быстро корректируются, и ребенок научится ухаживать за собой и говорить.
  2. Тяжелая. Эта степень характеризуется грубыми поражениями центров речи в мозге. Лечение включает в себя медикаментозную терапию, но даже при комплексном подходе улучшения наступают крайне редко.

Режим тишины при коррекции сенсорной алалии

Логопед рекомендует родителям, как правильно организовать речевой и звуковой режимы малыша. Временно взрослым предлагается как можно меньше разговаривать с ребёнком, организовывая тихий час или день отдыха слуха. На это время в детской комнате нужно устранить лишние звуки: играющий телевизор, компьютер, планшет, иногда рекомендуется убрать звучащие зрительные раздражители (игрушки, книжки). Подобный звуковой режим способствует повышению у детей восприимчивости к звукам.

Следующий этап — пробуждение интереса к звукам, окружающим ребёнка, появление интереса к подражанию и восприятию собственной речи.

На первых занятиях логопед развивает внимание, помогая ребёнку сосредоточиться на звуковых раздражителях, учит различать два — три звучащих предмета, например, дудочку, бубен и ложки. Затем ему предоставляется возможность поиграть в различные игры, способствующие развитию правильного, плавного, диафрагмального дыхания у него

Меры по предупреждению патологии

Профилактика диспраксии начинается с момента беременности, в течение которого необходимо выполнять все рекомендации, данные врачами. Также будущая мама должна избегать травматизации, чтобы не навредить малышу.

Обязательные рекомендации для профилактики возникновения дефекта речи:

  • диспансерное наблюдение беременной, своевременная сдача анализов;
  • бережное отношение к собственному здоровью, правильный образ жизни с полноценным режимом питания и отдыха;
  • соблюдение всех предписаний врача, прием витаминов при необходимости;
  • создание оптимальных условий для развития малыша, благоприятный микроклимат.

Прогноз сенсорной алалии при ранней диагностике положительный. Уделяйте время развитию крохи, не усаживайте его перед гаджетом. Чтобы не столкнуться с дефектами речи, необходимо общаться с ним, полезным будет общение со сверстниками. При отсутствии коррекционных мероприятий задержка речевого развития отражается на адаптации в детском коллективе, у ребенка могут возникнуть нарушения психологического характера.

Без постороннего вмешательства речь спонтанно не будет развиваться. Ни в коем случае не занимайтесь самолечением, схему терапии определяет только квалифицированный специалист. Коррекционная методика при алалии подбирается с учетом специфики речевого расстройства, особенностей характера крохи, его интересов и компенсаторных возможностей организма. Успех лечения зависит также от ликвидации неврологического заболевания у ребенка.

Симптомы алалии у детей

Симптоматика болезни может быть ярко выраженной или стертой, последняя усложняет диагностику. В целом же симптомы напрямую зависят от типа алалии.

Моторная алалия характеризуется:

  • нарушением координации движений;
  • в младенчестве кроха не произносит звуков, даже самых простых типа «агу»;
  • сложностью в самообслуживании, к примеру, малыш не может застегнуть пуговицы, завязать шнурки;
  • заторможенностью или наоборот гиперактивностью ребенка;
  • задержкой умственного развития;
  • привычкой общаться не словами, а жестами;
  • проблемами артикуляции;
  • часто наблюдается заикание;
  • использованием простых, примитивных слов, словарный запас очень маленький;
  • ребенок вполне понимает, что ему говорят окружающие, может выполнить действия, не связанные с речью (принести предмет, подать игрушку).

Сенсорному типу болезни присущи:

  • недостаточное понимание речи окружающих;
  • ребенок путает слова, падежи, переставляет слоги, складывает части разных слов в одно, говорит только начало слова или же его окончание;
  • повторяет отдельные слова, не замечая их связи, ведь для него это просто звуки;
  • малышу сложно общаться с другими, он плохо социализируется;
  • для детей школьного возраста характерна низкая успеваемост

Сенсомоторная — это комбинированный вид, при которой нарушена как импрессивная, так и экспрессивная речь, то есть ребенку сложно как понять, что говорят, так и самому что-то произнести.

В этом случае симптомы двух типов соединяются воедино.

Клинические признаки

Алалия у детей возникает в результате повреждения одного из двух центров речи коры головного мозга.

Первый центр – речеслуховой анализатор расположен в височной области головного мозга и отвечает за понимание речи (Вернике).

Второй — речедвигательный центр отвечает за моторику мышц речевого аппарата (Брока). В зависимости от того, какой речевой центр поврежден, алалия делится на две формы: сенсорную и моторную. В отдельных случаях у детей встречается смешанная сенсомоторная или мотосенсорная форма.

Сенсорной (недоразвитие импрессивной речи)

Проявляется нарушением фонетической функции речи и отсутствием звуковой дифференциации. При этой форме слух сохранен, но ребенок плохо понимает или совсем не понимает смысла речи окружающих людей. Он может разговаривать достаточно хорошо и много, но несвязными между собой словами, чаще всего искажает слова или просто повторяет слова, произносимые окружающими.

Сенсорная форма алалии может приводить к задержке умственного развития ребенка, трудностям в общении со сверстниками, низкой успеваемости, плохому обучению чтения и письма, заниженной самооценке.

Сенсорная алалия считается менее изученной формой, чем моторная алалия. Это возможно объясняется тем, что она встречается значительно реже и ее своевременный дифференциальный диагноз может быть довольно затруднительным.

Характерные признаки синдрома Аспергера у детей и возможные способы лечения заболевания.

Как распознать шизофрению у ребенка на ранней стадии? Читайте в этой статье о симптомах и лечении болезни.

Моторной (недоразвитие экспрессивной речи)

В зависимости от поврежденного отдела моторная алалия у ребенка бывает афферентной и эфферентной. При афферентной алалии повреждается постцентральная извилина левого полушария. Эфферентная алалия развивается вследствие повреждения премоторной зоны коры головного мозга. Моторная форма у детей диагностируется чаще, чем сенсорная.

У детей с этой формой сильно нарушена координация, они малоактивны (реже гиперактивны). На фоне задержки речевой функции возможно отставание в общем развитии. Слова не согласуются в роде, падеже, ребенок не правильно употребляет предлоги, перестанавливают слоги и звуки в словах, имеет ограниченный словарный запас, предложения составляет из пары слов (2-3 слова), ему также трудно определять причинно-следственную связь событий.

Речь таких детей часто сопровождается заиканием, выраженной диссоциацией между импрессивной и экспрессивной речью. В особо тяжелых случаях речевая функция у ребенка может полностью отсутствовать.

При моторном типе алалии ребенок хорошо понимают то, о чем ему говорит собеседник и знает, что хочет сказать сам, но речь ему трудно дается.

В раннем возрасте характерно отсутствие или ограничение детского лепета. Ребенок молчаливый, все понимает, но не разговаривает. Первые слова и фразы начинает говорить поздно, речь замедленна, словарный запас ограниченный, ребенок не может употреблять синонимы, антонимы.

У детей возникает замкнутость, капризность, неуверенность в себе, обидчивость, истеричность, склонность к слезам, как реакция на речевую недостаточность. Самостоятельно диагностировать алалию сложно, многие родители обнаруживают ее у ребенка достаточно поздно.

При смешанной алалии нарушается связь мозга с речевым аппаратом, и способность воспринимать чужую речь. Ребенок плохо разговаривает и не понимает речь. Это самая тяжелая форма нарушения речевой функции.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной Алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга в родах, а также заболевания нервной системы или черепно-мозговые травмы, перенесенные ребенком в доречевом периоде жизни. Тяжелые степени Алалии, выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; более легкие случаи характеризуются ограниченностью словарного запаса, аграмматизмами, затруднениями в усвоении чтения и письма в дальнейшем.

Почему нужно начинать занятия как можно раньше?

Возраст от рождения до 5 лет – сензитивный (наиболее благоприятный) период для исправления речевых нарушений. Дело в том, что именно в раннем и дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование мозга, развитие его функций.

Ученые-физиологи считают, что тренировать функции центральной нервной системы нужно тогда, когда они формируются естественным путем. Так они легче поддаются тренировке. А без соответствующей поддержки развитие этих функций может остановиться и вообще прекратиться.

Связью речи и функций мозга занимался известный русский физиолог И.П. Павлов: «Механизмы речи связаны с деятельностью мозга, иерархической по своему строению. Каждое из звеньев которой вносит свой специфический вклад в характер речевой деятельности».

Его исследования продолжили такие нейрофизиологи с мировым именем, как А.Р. Лурия, Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин.

Классик российской психологии Л.С.Выготский показал, что «…первоначально планирующая речь является внешней по своей форме, а потом переходит во внутренний план, становясь внутренней речью».

Основные типы и симптомы заболевания

Симптомы алалии у ребенка могут быть разными. Все зависит от типа патологии и степени ее прогрессирования. Если вы заметите у своего малыша несколько тревожных признаков, обязательно проконсультируйтесь с врачом.Медики выделяют несколько типов алалии у детей, каждый из которых имеет свои особенности, степень развития и механизм действия. По системе В. А. Ковшикова заболевание бывает:

  • Сенсорным;
  • Моторным;
  • Смешанным.

Рассмотрим более подробно симптомы и особенности каждого типа патологии. Эта информация обязательно пригодится молодым родителям.

Сенсорная алалия

https://www.youtube.com/watch?v=videoseries

Если ваш малыш уже достиг возраста 3 лет, но его речь недостаточно развита, нужно незамедлительно обратиться к врачу. Сенсорная алалия – это опасное заболевание, которое поражает часть коры головного мозга, отвечающую за правильный анализ речи. При такой патологии ребенок не может правильно сопоставить визуальный образ и его звуковое обозначение. Проще говоря, малыш вас прекрасно слышит, но не может понять. Этот вид заболевания дополнительно сопровождается следующими симптомами:

  • У ребенка наблюдается расторможенность речи. Он постоянно болтает, но окружающие не понимают, о чем он рассказывает;
  • Развивается интеллектуальная недоразвитость;
  • Плохое восприятие речи на слух;
  • Подмена некоторых букв в простых ловах;
  • Произношение двух-трех слов, как одно;
  • Чрезмерная активность и импульсивность, в сочетании с замкнутостью и подавленностью;
  • Ребенок не может мысленно связать образ предмета и его название.

Моторная алалия

Вторым типом патологии речевого аппарата у детей является моторная алалия. При такой патологии нарушается развитие центра Брока и проводящих путей этой области. Это приводит к тому, что речь у ребенка развивается очень медленно, малышу трудно в полной мере овладеть навыками речи. В отличие от сенсорной, при моторной алалии кроха хорошо понимает, что ему говорят взрослые.

Главные признаки и симптомы этого типа патологии являются:

  • Очень позднее формирование речи у ребенка. Первые слова малыш может произнести только после достижения возраста 4 лет;
  • Неправильное грамматическое построение предложения. В разговоре ребенок использует слова в неправильном падеже, роде, числе. Ребенок путает слова, сходные по звучанию;
  • Словарный запас очень скудный;
  • Наблюдается плохая координация движений;
  • Ребенок очень невнимательный, гиперактивный или, наоборот, малоподвижный;
  • Малыш часто отказывается разговаривать, становится агрессивным и замкнутым.

Смешанная алалия

Недуг может проявляться постепенно. Если в 1,5 -2 года отсутствие связной речи у ребенка не вызывает у родителей сильных опасений, то такой же дефект в 3-4 года должен вас насторожить. Патология оказывает непосредственное воздействие на кору головного мозга. Чтобы лечение оказалось максимально эффективным, постарайтесь выявить недуг на самой ранней стадии развития.

Симптомы

Моторная алалия выражается в следующих симптомах:

  • Задержка формирования двигательных умений. Это выражается в неуклюжести ребенка, плохом освоении им новых навыков, несмотря на то, что он не парализован, а его мышечная сила достаточно развита. Малыш с трудом осваивает такие навыки, как мытье рук, застегивание пуговиц, удержание в руках столовых приборов. Особенно резко выражены нарушения движений, которые связаны с артикуляционным аппаратом и ротовой полостью. Так, ребенок не может произвольно высунуть язык, не может поцеловать.
  • Активное использование жестов, которыми ребенок пытается восполнить дефицит речи.
  • Нарушение повторения звуков речи. При наиболее тяжелых формах моторной алалии не удается добиться повторения ни одного звука, даже гласных.
  • Сложности в повторении слов у детей, которые уже начали говорить и овладели бытовой лексикой.
  • Расстройства слухоречевой памяти.
  • Затруднение в повторении фраз, если они сложные и длинные.

Речь ребенка с моторной алалией характеризуется рядом особенностей. Они выражаются в следующем:

  • У ребенка, который не говорит, выразительный и достаточно звонкий голос.
  • Когда ребенок начинает говорить, его слова в течение долгого времени остаются не полностью оформленными: в них часто отсутствуют середина или конец. Ребенок нередко пропускает слоги в словах.
  • Когда ребенок постепенно начинает говорить фразами, то в течение долгого времени в них остается подчеркнутым только смысловое ударение, а структура слова остается незаполненной – полностью или частично.
  • Ребенок не может вовремя использовать речь.
  • Говоря фразами, дети с моторной алалией неправильно строят их: они не склоняют и не согласовывают между собой слова, не пользуются союзами и предлогами.
  • Даже если ребенок знает конкретные слова, он не всегда может использовать их «к месту». Например, он может знать слова «еда», «хочу», но вместо того, чтобы попросить поесть, он молча берет взрослого за руку и ведет его на кухню.
  • Перестановка звуков и слогов в словах, искажение и упрощение структуры произносимых слов.
  • Невозможность переключиться с одного слова на другое в процессе речи.
  • Наблюдается устойчивое повторение фразы или слова.
  • Словарный запас у детей гораздо беднее возрастной нормы.
  • Детям крайне сложно называть предметы, особенно когда их нет перед глазами.

Из-за того, что дети с моторной алалией нечетко воспринимают звуки, они улавливают только отдельные части фразы и не способны связать их в единую смысловую структуру.

Нарушение умственного развития у детей с моторной алалией связано с речевой недостаточностью. По мере развития речи это явление корректируется.

Наблюдаются и определенные особенности поведения. Это либо повышенная активность, постоянные движения, совершаемые конечностями, или, наоборот, скованность, заторможенность и малая подвижность. Некоторые дети с моторной алалией застенчивы и боятся общения с людьми; другие общительны, охотно играют с детьми и взрослыми.

Чаще всего при таком отклонении дети быстро утомляются, их внимание неустойчиво, им очень трудно сосредоточиться на чем-либо. Могут возникать такие симптомы, как нарушение сна, частая смена настроения, плаксивость

Классификации алалии:

  • моторная алалия;
  • сенсорная алалия;
  • смешанная алалия.

Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний.

Пример: Максим О.  4 года, диагноз «моторная алалия».  Ребенок демонстрирует достаточно высокий уровень понимания обращенной речи.  Активный словарь резко ограничен. Ребенок унифицирует слова по семантическому признаку: сапоги – ботинки, кеды – ботинки и т.п.  Глагольная лексика подкрепляется жестами: глаголы «плавать», «копать», «кушать»  заменяются либо жестами, либо жестом и словосочетанием «вот так».  Отмечены трудности в употреблении грамматических форм множественного числа, предложно-падежных конструкций. Выявлены грубые нарушения слоговой структуры слова: перестановки звуков и слогов «сепок – песок», пропуски звуков и слогов «кова – корова» «тюги – утюги».  В собственной речи ребенок использует простое предложение из 2-3 слов, зачастую грамматически не связанных.

Формы моторной алалии:

  • афферентная моторная алалия;
  • эфферентная моторная алалия.

Афферентная моторная алалия проявляется в затруднении при воспроизведении отдельных артикуляционных движений, соответствующих определенным речевым звукам. 

Пример: Игорь К. 3 года, диагноз «моторная алалия афферентного типа». Врачом неврологом диагностирована моторная алалия у ребенка. Ребенок понимает речь на бытовом уровне, ориентируется на жестовые подсказки.  В собственной речи использует редкие единичные вокализации. По просьбе может воспроизвести речевой звук не более 2 – 3 раз. При повторной просьбе воспроизвести тот же самый звук через определенный промежуток времени ребенок затрудняется с ответом: молчит/беззучно открывает рот/воспроизводит другой звук. 

Эфферентная моторная алалия проявляется в нарушении линейной последовательности структуры слов и предложений.

Пример:  Иван С. 4 года, диагноз «моторная алалия эфферентного типа»

Речевые нарушения у ребенка с эфферентной моторной алалией проявляются в грубом искажении слоговой структуры слова, «застревания» и перестановки звуков и слогов: вместо «пока» Иван говорит «папа», вместо «миша» — «мими», слово «киса» заменяет словом «сика».

Важно помнить! Благоприятный прогноз при алалии возможен при своевременной диагностике и раннем начале коррекционной работы.

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, связанное с недостаточным функционированием центрального отдела слухового анализатора. У детей  с сенсорной алалией не формируется фонематическое восприятие. Это приводит к тому, что дети не воспринимают слово в целом, они слышат, но не понимают обращенную речь.

Пример: Саша 6 лет, диагноз «сенсорная алалия». Девочка испытывает трудности локализации неречевого звука в пространстве (колокольчик, погремушка). Саша с трудом понимает короткие одноступенчатые инструкции, часто ориентируется на одно более значимое слово в инструкции: «Покажи дом» – берет игрушечный дом и пытается открывать и закрывать в нем двери, «Дай машину – катает машину по столу».  В собственной речи наблюдается большое  количество лепетных слов, среди которых иногда проскальзывают отдельныые слова или их обрывки. Слова заменяются слогами: «красный – ка», «желтый – жо», «виноград – ве», «апельсин – пе».

Смешанная алалия – такая форма алалии, при которой нарушается как понимание, так и воспроизведение речи. Такие варианты алалии носят названия «моторная алалия с сенсорным компонентом», «сенсомоторная алалия».  Таким образом,  отсутствие четких кинестетических ощущений при дефектном звукопроизношении влечет недостаточность различения на слух сходных по артикуляции и акустике звуков речи. Это приводит к трудности наполнения словаря, неверному употреблению предлогов и морфологических элементов.

Важно помнить! Тщательное наблюдение за состоянием речи ребенка, углубленное медицинское обследование помогает определить оптимальные формы и направления коррекционно-воспитательного воздействия. 
 

Признаки сенсорной алалии и РАС у детей

Важная особенность детей с сенсорной алалией и РАС — сложность понимания обращенной к ним. Как распознать это свойство развития речи в самом начале?

Сенсорный алалик и ребенок с РАС — вовсе не молчуны. У детей присутствует активная, иногда даже чрезмерно экспрессивная речь. Однако при этом они абсолютно не критичны к своим высказываниям — не понимают сами, что именно говорят.

Что же должно насторожить в речи ребенка с сенсорной алалией и РАС?

  1. Неосмысленное повторение часто слышимых фраз — эхолалия. Ребенок может настойчиво повторять рекламные слоганы, слова героев мультфильмов и т.д. Иногда речь может казаться осмысленной — в том случае, если ребенок вместе ответа повторяет последнее услышанное слово. Но стоит изменить фразу, и результата уже не будет.
  2. Частое смешение слов, слогов и фраз, использование выдуманных слов — так называемая логорея — еще один характерный симптом нарушения понимания обращенной речи. Слух при этом в большей части случаев (порядка 70%) остается сохранным. Однако отмечается неустойчивость слухового внимания.
  3. Фонематическое восприятие речи нарушено. То есть у ребенка «не работает» цепочка, по которой слуховое возбуждение передается в структуры мозга, связанные с речью.
  4. Присутствуют и некоторые нарушения памяти. Для того, чтобы запомнить слово или фразу, ребенку требуется довольно много повторений.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector