Проявления алалии, механизмы ее развития и правильная коррекция

Причины алалии

Причины, которые приводят к возникновению алалии, весьма многообразны. В конкретные периоды раннего онтогенеза они могут быть разными. В антенатальном периоде органическое поражение речевых центров головного мозга может вызываться гипоксией плода, внутриутробным инфицированием, угрозой самопроизвольного прерывания беременности, хроническими соматическими заболеваниями беременной.

Отягощенное течение беременности может приводить к осложнениям во время родов и возникновению перинатальной патологии. Алалия может стать следствием преждевременных, затяжных или скоротечных родов, асфиксии новорожденного, применения акушерских инструментов.

Среди этиопатогенетических факторов алалии, оказывающих воздействие на малыша в первые годы жизни, выделяют менингиты, энцефалиты, черепно-мозговые травмы, соматические заболевания, которые приводят к истощению ЦНС. Исследователи отмечают и наследственную предрасположенность к алалии. Факторами, усугубляющими действие тех или иных причин алалии, являются частые заболевания ребенка в первые годы жизни, проводимые под общим наркозом операции, неблагоприятные социальные условия. Обычно в анамнезе маленьких пациентов с алалией прослеживается воздействие целого комплекса факторов.

Органические повреждения головного мозга приводят к замедлению созревания нервных клеток. Результатом является снижение возбудимости нейронов, инертность нервных процессов и функциональная истощаемость клеток мозга. При алалии органические поражения коры головного мозга носят слабо выраженный, но множественный характер, поэтому возможности самостоятельного речевого развития весьма ограничены.

Причины моторной алалии

Происхождение патологии связано с очаговыми экзогенно-органическими повреждениями головного мозга, а именно – моторных центров речи, расположенных в задней трети нижней лобной извилины и постцентральных отделах коры доминантного полушария. На ранних этапах онтогенеза формирующиеся мозговые структуры крайне уязвимы к различным воздействиям, поэтому их повреждение сопровождается нарушением речевых и неречевых процессов. С учетом срока влияния повреждающего фактора различают:

  • Пренатальные вредности. Это группа физических, биологических, химических, метаболических факторов, воздействующих на ЦНС плода. К ним относятся вирусные инфекции беременной, вызывающие церебральные нарушения у ребенка (краснуха, токсоплазмоз, цитомегалия и пр.), эндокринные болезни матери (диабет), тяжелые токсикозы беременности, гипоксия плода, иммунологический конфликт по Rh-фактору. Неблагоприятно на последующем речевом развитии ребенка могут сказаться физические и психические травмы беременной, бесконтрольный прием женщиной лекарственных препаратов, курение и употребление алкоголя, воздействие радиации и пр.
  • Интранатальные причины. Действуют в течение всего периода родов. Среди них наиболее опасны внутричерепные родовые травмы и асфиксия новорожденного, приводящие к поражению центров моторной реализации речи и гибели нейронов. Мелкоточечные кровоизлияния в лобные доли могут вызывать стремительные роды, медикаментозная стимуляция, родоразрешение с помощью акушерских щипцов. Причиной кислородного голодания плода в родах чаще всего становится преждевременное излитие вод, обвитие пуповиной, кесарево сечение.
  • Ранние постнатальные патологии. В их числе – перенесенные в возрасте до одного года ЧМТ, менингиты и энцефалиты, опухоли с локализацией в зоне Брока, соматические заболевания (рахит, гипотрофия), частые инфекционные заболевания, вызывающие истощение ЦНС. Свою лепту в этиологию алалии вносят социально-психологические условия, в которых находится ребенок: недостаток вербального общения, эмоциональная депривация, госпитализм.

Тяжесть алалии напрямую коррелирует со временем повреждения головного мозга: наиболее грубые речевые нарушения возникают при влиянии вредоносных факторов в I триместре гестации, менее выраженные и избирательные – после рождения. Роль семейного анамнеза в этиологии алалии спорна и поддерживается не всеми логопедами. В большинстве случаев при внимательном изучении истории развития ребенка можно проследить воздействие не одного, а целой группы патологических факторов.

Алалия у детей

Общее недоразвитие речи (ОНР) или алалия – это отсутствие речи или ее недоразвитие при учете хорошего слуха и нормального развития интеллекта у ребенка. К возникновению явления приводят органические нарушения корковых частей головного мозга. В отличие от афазии (расстройство раннее сформированной речи) алалия характеризуется полным отсутствием экспрессивной и импрессивной речевой деятельности. Реже у таких детей наблюдается скудный словарный запас с нечленораздельными звуками.

Причины

Алалия бывает врожденной или рано приобретенной в доречевом периоде (в первые три года жизни ребенка, когда происходит интенсивное формирование клеток коры головного мозга). К внутриутробным органическим нарушениям речевых центров головного мозга могут привести следующие факторы:

  • асфиксия плода;
  • внутриутробное инфицирование ребенка;
  • сильный токсикоз во время беременности;
  • угроза самопроизвольного выкидыша;
  • хронические соматические болезни у матери – гипотония, артериальная гипертензия, нарушения функций легких или сердечная недостаточность.

В анамнезе детей с данной патологией часто прослеживается участие не одного, а целого ряда факторов-провокаторов. Алалия может развиться на фоне гипоксии плода, отягощенной осложнениями во время родов, недоношенности, преждевременного родоразрешения или во время внутричерепной травмы у ребенка из-за неправильного использования инструментальных акушерских приспособлений.

Некоторые исследования нашли взаимосвязь между нарушением развития речевого центра и наследственностью. К появлению алалии могут привести длительные заболевания у детей в первые годы жизни, проведение операций с применением общего наркоза. Этиопатогенетические причины алалии (факторы, возникшие в первые годы жизни малыша) включают:

  • энцефалиты;
  • менингиты;
  • черепно-мозговые травмы;
  • осложненные вирусные заболевания – пневмония, ОРВИ, грипп;
  • рахит;
  • гипотрофию.

В результате органических повреждений речедвигательного анализатора, у ребенка наблюдается замедленное созревание нейронов, которые часто остаются нейробластами – нервными окончаниями, сформированными на стадии зародыша. В результате таких нарушений снижается возбудимость нервных окончаний, инертность основных процессов головного мозга, функциональная истощаемость.

Классификация

Существует несколько типов патологии, которые различают по зоне поражения головного мозга, степени и механизму развития. Официальная медицина виды алалии делит по системе Ковшикова на:

  • Моторную патологию (Alalia motoria) – неправильное развитие экспрессивной речи. Ребенок понимает, что ему говорят, но ему сложно произносить слова самому. Моторная алалия разделяется еще на два типа, в зависимости от зоны поражения мозга:
    1. афферентный – поражение нижних теменных отделов левого полушария с кинестетической артикулярной апраксией;
    2. эфферентный – неправильное развитие премоторной коры (центр Брока) с кинетической артикулярной апраксией.
  • Сенсорные отклонения (Alalia sensoria) – недоразвитие импрессивного типа речи. Патология возникает при поражении коркового отдела центра Вернике (задней верхней височной извилины). Ребенок хорошо слышит окружающих, но не понимает их речь.
  • Слухоречевой тип отклонений (сенсомоторная алалия) – поражается вся сенсомоторная область коры мозга. Малыши с такими отклонениями не только не могут воспроизвести звуки, но и не понимают, что им говорят взрослые.

Алалия: виды и симптомы

Выделяют следующие виды алалии:

  1. Моторная алалия (экспрессивная)
  2. Сенсорная алалия (импрессивная)
  3. Смешанный тип (сенсомоторная алалия или моторносенсорная)

Такая классификация алалии введена В.А.Ковшиковым, известным российским логопедом, который занимался глубоким изучением речевых нарушений у детей.

Характерная черта алалии – недоразвитая речь, когда ребенок произносит только звуки или слоги, первые или последние в слове.

Моторная

Моторная алалия возникает при нарушении связи мозговых речевых центров (Брока и Верника) с органами речевого аппарата. Многие дети, имеющие данный диагноз не овладевают языком вплоть до поступления в школу.

Причины:

  • Внутриутробное органическое поражение головного мозга
  • Множественные повреждения обоих полушарий головного мозга.

Механизмы моторной алалии еще до конца не изучены. Специалисты отмечают, что в основе моторной алалии лежат органические поражения мозга. Однако одни говорят, что в основе нарушения лежит патология моторики, а другие что нарушения психических процессов.

Признаки нарушения:

  1. Аграмматизм (неправильное построение предложений, неверное использование форм и падежей слов)
  2. Расстройства поиска слов
  3. Нарушение слоговой структуры слов

Если у ребенка моторная алалия он может научиться разговаривать, но так и не научиться писать.

Важные критерии диагностики алалии у детей:

  • Замедленный темп усвоения языка
  • Патологическое развитие языка
  • Сохранность слуха
  • Понимание обращенной речи

Важно отметить, что часто моторная алалия сочетается с сильно выраженными неврологическими и психопатологическими нарушениями. (Дети, страдающие от аутизма, олигофрении часто имеют речевые патологии)

Сенсорная

Характерным признаком сенсорной алалии является эхолалия, когда ребенок бессмысленно повторяет обращенную к нему речь взрослого.

Сенсорная алалия – речевое недоразвитие, характеризующиеся нарушением понимания речи. Оно связано повреждением левой верхней височной извилины головного мозга, так называемого центра Верника.

При сенсорной алалии у ребенка нарушается фонематический слух и, как следствие, восприятие речи. Ребенок не понимает обращенную к нему речь и поэтому не говорит.

Признаки нарушения:

  1. Навязчивое и бессмысленное произнесение звуков и их сочетаний (персеверация).
  2. Неосознанное повторение чужих слов (эхолалия).
  3. Объединение нескольких слов в единое слово (контаминация).

Последствия алалии и осложнения

Какие последствия моторной алалии возможны, если коррекция проводилась недостаточно или начата поздно?

  • Недоразвитие речи влечет нарушения письма (дисграфия) и расстройство навыков чтения (дислексия). Все эти нарушения препятствуют обучению в общеобразовательной школе, и дети должны посещать специальную (речевую, коррекционную) школу.
  • Последствия для самого ребенка: ограничение независимости, общения, социальной адаптации и трудности в выборе профессии.
  • Отсутствие речи и общения с окружающими приводит к отставанию в умственном развитии, которое в данном случае носит вторичный характер.
  • Важными являются также последствия для семьи, поскольку ребенок нуждается в постоянной помощи родных для речевого контакта с окружающими.

Основные типы и симптомы заболевания

Симптомы алалии у ребенка могут быть разными. Все зависит от типа патологии и степени ее прогрессирования. Если вы заметите у своего малыша несколько тревожных признаков, обязательно проконсультируйтесь с врачом.Медики выделяют несколько типов алалии у детей, каждый из которых имеет свои особенности, степень развития и механизм действия. По системе В. А. Ковшикова заболевание бывает:

  • Сенсорным;
  • Моторным;
  • Смешанным.

Рассмотрим более подробно симптомы и особенности каждого типа патологии. Эта информация обязательно пригодится молодым родителям.

Сенсорная алалия

https://www.youtube.com/watch?v=videoseries

Если ваш малыш уже достиг возраста 3 лет, но его речь недостаточно развита, нужно незамедлительно обратиться к врачу. Сенсорная алалия – это опасное заболевание, которое поражает часть коры головного мозга, отвечающую за правильный анализ речи. При такой патологии ребенок не может правильно сопоставить визуальный образ и его звуковое обозначение. Проще говоря, малыш вас прекрасно слышит, но не может понять. Этот вид заболевания дополнительно сопровождается следующими симптомами:

  • У ребенка наблюдается расторможенность речи. Он постоянно болтает, но окружающие не понимают, о чем он рассказывает;
  • Развивается интеллектуальная недоразвитость;
  • Плохое восприятие речи на слух;
  • Подмена некоторых букв в простых ловах;
  • Произношение двух-трех слов, как одно;
  • Чрезмерная активность и импульсивность, в сочетании с замкнутостью и подавленностью;
  • Ребенок не может мысленно связать образ предмета и его название.

Моторная алалия

Вторым типом патологии речевого аппарата у детей является моторная алалия. При такой патологии нарушается развитие центра Брока и проводящих путей этой области. Это приводит к тому, что речь у ребенка развивается очень медленно, малышу трудно в полной мере овладеть навыками речи. В отличие от сенсорной, при моторной алалии кроха хорошо понимает, что ему говорят взрослые.

Главные признаки и симптомы этого типа патологии являются:

  • Очень позднее формирование речи у ребенка. Первые слова малыш может произнести только после достижения возраста 4 лет;
  • Неправильное грамматическое построение предложения. В разговоре ребенок использует слова в неправильном падеже, роде, числе. Ребенок путает слова, сходные по звучанию;
  • Словарный запас очень скудный;
  • Наблюдается плохая координация движений;
  • Ребенок очень невнимательный, гиперактивный или, наоборот, малоподвижный;
  • Малыш часто отказывается разговаривать, становится агрессивным и замкнутым.

Смешанная алалия

Недуг может проявляться постепенно. Если в 1,5 -2 года отсутствие связной речи у ребенка не вызывает у родителей сильных опасений, то такой же дефект в 3-4 года должен вас насторожить. Патология оказывает непосредственное воздействие на кору головного мозга. Чтобы лечение оказалось максимально эффективным, постарайтесь выявить недуг на самой ранней стадии развития.

Виды алалии

При нормально сформированной речи характерно достижение головным мозгом или отдельными его участками определенного уровня зрелости. В соответствии с поражением тех или иных речевых центров головного мозга (височная, лобная части) говорят о сенсорной и моторной алалиях.

Центры ответственны за импрессивную форму речи (умение слышать высказывание, понимать его смысл, содержание) и экспрессивную (навыки говорения). Формы речевых нарушений различаются клиникой, проявлением, симптоматикой.

При алалии у ребенка речь самостоятельно не развивается без помощи логопеда. Ребенок может либо вообще молчать либо «разговаривать» на своем собственном вымышленном языке.

В медицинской практике встречаются две формы алалии у детей:

  • Моторная алалия сопровождается органическим поражением коркового отдела речедвигательного анализатора. При таком диагнозе у ребенка возникают проблемы с развитием собственной речи, но понимать разговор чужих людей ребенок в состоянии. Поражение мозгового центра Брока приводит к тому, что моторная алалия может проходить несколько уровней: первый уровень характеризуется полным отсутствием понимания обращенной речи;
  • на втором уровне у ребенка наблюдаются некоторые особенности речи;
  • для третьего уровня свойственна речь с большим количеством грамматических ошибок.

При сенсорной алалии у ребенка происходит недоразвитие импрессивной речи, то есть происходит разрыв между звуковой оболочкой слова и его смыслом. При таком виде патологии возникает нарушение понимания обращенной к ребенку речи, однако, при этом наблюдается сохранный слух и способности к развитию активной речи. Основной причиной развития сенсорной алалии является поражение коркового конца центра Вернике и его проводящих путей.

Заметить появление симптоматики сенсорной алалии можно уже с двух лет, когда отделы головного мозга ребенка становятся более-менее развитыми и ребенок пытается сказать первые слова. Можно выделить некоторые наиболее яркие симптомы сенсорной алалии:

  • появление проблем с движением;
  • несформированность навыков самообслуживания;
  • сильная раздражительность;
  • заметное отставание в умственном развитии от сверстников;
  • общение с взрослым в основном проходит на уровне жестов;
  • возникают проблемы в проведении речевых операций.

Выделяют следующие виды алалии:

  1. Моторная алалия (экспрессивная)
  2. Сенсорная алалия (импрессивная)
  3. Смешанный тип (сенсомоторная алалия или моторносенсорная)

Такая классификация алалии введена В.А.Ковшиковым, известным российским логопедом, который занимался глубоким изучением речевых нарушений у детей.

Характерная черта алалии – недоразвитая речь, когда ребенок произносит только звуки или слоги, первые или последние в слове.

Моторная

Моторная алалия возникает при нарушении связи мозговых речевых центров (Брока и Верника) с органами речевого аппарата. Многие дети, имеющие данный диагноз не овладевают языком вплоть до поступления в школу.

Причины:

  • Внутриутробное органическое поражение головного мозга
  • Множественные повреждения обоих полушарий головного мозга.

Признаки нарушения:

  1. Аграмматизм (неправильное построение предложений, неверное использование форм и падежей слов)
  2. Расстройства поиска слов
  3. Нарушение слоговой структуры слов

Если у ребенка моторная алалия он может научиться разговаривать, но так и не научиться писать.

Важные критерии диагностики алалии у детей:

  • Замедленный темп усвоения языка
  • Патологическое развитие языка
  • Сохранность слуха
  • Понимание обращенной речи

Сенсорная

Характерным признаком сенсорной алалии является эхолалия, когда ребенок бессмысленно повторяет обращенную к нему речь взрослого. Сенсорная алалия – речевое недоразвитие, характеризующиеся нарушением понимания речи. Оно связано повреждением левой верхней височной извилины головного мозга, так называемого центра Верника.

При сенсорной алалии у ребенка нарушается фонематический слух и, как следствие, восприятие речи. Ребенок не понимает обращенную к нему речь и поэтому не говорит.

Признаки нарушения:

  1. Навязчивое и бессмысленное произнесение звуков и их сочетаний (персеверация).
  2. Неосознанное повторение чужих слов (эхолалия).
  3. Объединение нескольких слов в единое слово (контаминация).

Принципы организации логопедической работы по преодолению алалии

Независимо от формы этого речевого нарушения коррекционная работа будет основываться на общих принципах по преодолению дефекта:

  • Принцип необходимого становления речевых компонентов в соответствии со структурными и функциональными требованиями (исключение − сенсорная алалия).
  • Принцип одновременного развития речевых и неречевых процессов − на занятии корректируют не только речь, но и моторную сферу и высшие психические функции.
  • Принцип деятельного подхода при формировании речевых навыков − все инструкции сопровождают действиями и наглядным материалом.
  • Принцип опоры на физиологические нормы развития детской речи.
  • Принцип развития смысловой стороны, то есть нужно объяснять смысл действий.
  • Принцип преодоления сниженной потребности в общении у ребенка.
  • Принцип поэтапности коррекционной работы.
  • Принцип опоры на сохранные  речевые функции.
  • Принцип опоры на органы чувств − компенсация недоразвития речевой функции за счет других анализаторов.
  • Принцип учета возможностей ребенка, то есть взрослый должен предъявлять адекватные требования.
  • Принцип опоры на ведущий вид речи: специалист формирует у ребенка понимание того, что речь − основной инструмент для взаимодействия с окружающим миром.
  • Принцип наглядности и комментирования деятельности − необходимо использовать картинки, игрушки, дидактические игры; взрослый должен озвучивать свои действия.

Чтобы коррекционная работа была результативной, специалист должен строить занятия на основе данных принципов. Нужно заниматься коррекцией не только речевых процессов, но и других сфер, чтобы развитие ребенка было гармоничным. Любое недоразвитие функции или замедленная работа какого-либо процесса может привести к дисбалансу в речевом развитии. Все эти принципы позволяют учесть специфику работы с этим дефектом.

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ АЛАЛИИ

ДИАГНОСТИКА

Первый вопрос, который возникнет в голове обеспокоенного родителя: «Когда имеет смысл бить тревогу и бежать к врачам?». Не ранее 2,5-3 лет. Дело все в том, что развитие речи у каждого ребенка разнится. Однако именно в этот период можно достоверно распознать нарушения. А та же моторная алалия у ребенка 3 лет видна лучше, хотя иногда можно распознать симптомы алалии у детей в 2 года.

Второй вопрос: «К кому идти?». Есть целый ряд специалистов, у которых необходимо пройти обследование:

  • детский невролог (к нему в первую очередь);
  • логопед;
  • детский отоларинголог;
  • детский психолог.

При сборе анамнеза родителей спросят о развитии ребенка, чтобы представить примерную картину. Чтобы оценить общее состояние ребенка, характер повреждений, ему назначат ряд тестов, среди которых:

  • МРТ головного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • эхоэнцефалография;
  • рентгенограмма черепа.

Чтобы проверить способность ребенка слышать, что важно для диагностирования алалии, проводят тесты по выявлению тугоухости (отоскопия, аудиограмма и т. д.)

Помимо этих анализов, проводят диагностику слухоречевой памяти, диагностику устной речи. Прогнозы лечения алалии у детей обычно делаются на основании данных, полученных с анализов.

КОРРЕКЦИЯ

Для всех форм алалии важен комплексный подход: сочетание занятий с логопедом, медикаментозного лечения и физиотерапии. В последнюю входят такие процедуры, как:

  • электрофорез;
  • лазеротерапия;
  • электропунктура;
  • водолечение;
  • рефлексотерапия (ИРТ) и т. д.

Занятия с логопедом должны носить систематический и комплексный характер, поскольку необходимо работать над всеми проблемами сразу. Ребенку с моторной алалией формируют пассивный словарный запас, с ним работают над грамматическим оформлением речи, учат связно говорить, правильно произносить звуки. Помимо этого, ему назначается логоритмика и логопедический массаж.

Лечение сенсорной алалии у детей будет отличаться

Здесь для начала важно наладить восприятие звуков, научить отличать речевые и неречевые звуки, понимать речь на слух, соотносить слова и их значения, различать грамматические конструкции, сформировать словарный запас. Когда понимание речи выйдет на новый уровень, тогда формирование собственной речи будет улучшаться и идти быстрее

Такая терапия поможет преодолеть трудности при обучении.

Да, нельзя сказать, что это полноценное лечение алалии. Всего лишь коррекция. Однако при грамотном подходе она может дать очень хорошие результаты.

Лечение алалии

Так как данное заболевание является системным, то и подход к коррекции алалии должен быть комплексным. Терапевтические мероприятия включают в себя медикаментозное лечение, физиотерапию (электрофорез, магнитотерапия, водолечение, лазеротерапия, электростимуляция мозга и так далее).

Помимо этого, в обязательном порядке проводится тренировка навыков речи под руководством опытного логопеда. Этот специалист не только учит малыша правильно говорить, но и проводит огромную работу по коррекции таких важных функций, как память, концентрация внимания и так далее.

При симптомах моторной алалии основной акцент делается на правильное произношение звуков, развитие навыков складывания слов в предложения, стимуляции речевой деятельности. Хорошие результаты дают занятия лого ритмикой и логопедический массаж.

При сенсорной алалии у детей специалист учит ребенка различать речь других людей, распознавать слова, связывать между собой визуальный образ предмета и его речевое обозначение.

Основными направлениями терапии алалии являются:

1. Медикаментозное лечение. Ребенку назначают лекарственные средства, которые стимулируют мозговое кровообращение. Кроме этого, малыш должен правильно и сбалансированно питаться. Дополнительно показан прием витаминов группы В (В12, В15).

2. Занятия с логопедом. Это основа терапии алалии. Занятия могут проводиться как в условиях специальной школы, так и в индивидуальном порядке. Для того чтобы достичь результата занятия должны быть продолжительными, систематическими, что требует большого терпения как от ребенка, так и от его родителей.

Занятия с логопедом при алалии

В результате напряженных занятий с логопедом качество речи ребенка начинает улучшаться. Он учится распознавать чужую речь, начинает правильно произносить отдельные слова и слоги, приобретает навыки увязывания визуального изображения предмета с его звуковым обозначением. Далее ребенок начинает правильно складывать слова в предложения, учится правильно ставить окончания.

Помимо занятий, направленных на коррекцию речи, специалист проводит с ребенком занятия, направленные на стимулирование мелкой моторики (собирание конструктора, лепка, рисование, вырезание и так далее).

Очень важно, чтобы дополнительно с ребенком занимались родители. Именно от них во многом зависит успех лечения

3. Рефлексотерапия. Суть данной методики заключается в раздражении электрическими импульсами нужных участков мозга для стимуляции их работы, что существенно облегчает обучение ребенка. Рефлексотерапию разрешено проводить детям в возрасте 9 лет и старше.

4. Физиотерапия. Назначается в зависимости от текущего состояния маленького пациента, проводится курсами. Может включать в себя лечение лазером, магнитотерапию, водолечение и целый ряд других методик.

5. Логопедический массаж. Дополняет другие методы терапии. С его помощью удается активизировать отдельные мышцы рта, которые отвечают за четкость и правильность произношения. Массаж должен делать опытный специалист. Процедура выполняется при помощи специального зонда или вручную. Помимо массажа речевые мышцы развивают при помощи специальных упражнений.

Терапия заболевания проводится в специализированных коррекционных центрах либо детских садах.

Характерные признаки речевого нарушения

Для сенсомоторной алалии характерно тяжелое расстройство артикуляции и понимания речи других людей. Обычно нарушение выявляют у дошкольников. В этом возрасте логопедическая коррекция наиболее эффективна и позволяет полностью восстановить речевые навыки. Дети, прошедшие лечение, смогут в будущем пойти в обычную общеобразовательную школу.

Главный признак сенсомоторной алалии – неправильное восприятие произносимых другими людьми слов без патологий слуха. Такой ребенок либо вообще не воспринимает обращенную к нему речь, либо реагирует на нее неадекватно. При этом малыш способен различить шумы – постукивания, шорох, скрип. При этом реагирование не зависит от громкости шума. Часто дефект сопровождается эхолалией – неосмысленным повторением звукосочетаний или слов. Вместо ответа на поставленный вопрос, ребенок просто повторит его.

При сенсомоторной алалии отмечается ослабление фонематического слуха – умения различать и воспринимать звукосочетания и слова. Словарный запас (и активный, и пассивный) у таких детей сильно ограничен. Они используют слова только в именительном падеже, а их фразы отличаются аграмматичностью.

Дошкольники путают слова, заменяя их схожими по произношению. Труднопроизносимых фонем они стараются избегать. Часто это приводит к появлению заикания или задержке умственного развития.

Легкая форма дефекта проявляется в применении коротких двухсложных фраз, измененной последовательности звуков. Но в целом можно понять, что говорит ребенок. При тяжелой форме малыш способен бессознательно копировать звуки или слова, сопровождая свою речь мимикой и жестами. При этом к речевым присоединяются неврологические нарушения.

Сенсомоторную алалию относят к системным заболеваниям. Поэтому для нее, кроме специфических, – речевых, характерны и другие симптомы:

  • нарушение координации и мелкой моторики;
  • медлительность и неуклюжесть;
  • трудности в развитии навыков самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывания шнурков, расчесывания);
  • снижение концентрации внимания;
  • повышенная двигательная активность либо, напротив, – заторможенность и утомляемость (зависит от характера поражения клеток головного мозга);
  • недоразвитие способностей к произношению и восприятию речи других людей;
  • заикание и нарушение артикуляции;
  • скудный словарный запас.

Проявляется речевое расстройство на фоне неврологической симптоматики: повышенная речевая активность, при этом понять, что говорит малыш, невозможно, бесконечные бессвязные повторения звукосочетаний, пропуски слогов в словах, полное или ситуативное отсутствие понимания речи других людей, аутизм, тремор мышц.

Прогноз на выздоровление

Чаще всего коррекционная работа приносит хорошие результаты. Прогноз на выздоровление при моторной алалии, если рано начата реабилитация, благоприятный. За год работы ребенок учится правильно говорить и по мере становления речи интеллектуальное отставание, если оно развилось, постепенно исчезает. Менее благоприятный прогноз при сенсорной алалии, которая требует более длительной коррекции, а сенсомоторная — это самый тяжелый речевой дефект и полное восстановление речи проблематично.

Результат лечения при последних формах зависит от нескольких факторов: наличие психосоматических расстройств и степень поражения речевого центра (головного мозга). При данной патологии вопросы инвалидности решаются в возрасте 5 лет. Сама, как таковая, алалия — это не основание для определения инвалидности. Инвалидность устанавливается при наличии стойких психических расстройств, которые не поддаются коррекции. Например, умственная отсталость даже легкой степени — показание к определению инвалидности. При тяжелой моторной алалии и задержке психического развития тем более показана инвалидность. Все эти вопросы должен решать психиатр.

Формы моторной алалии

Эфферентная моторная алалия – результат поражения премоторной зоны коры головного мозга (задняя треть нижней лобной извилины, центр Брока), которая следит за организацией и последовательностью сложных комплексов двигательной программы. Ребенок не может выполнять серию движений. Может произнести отдельный звук, но затрудняется в производстве группы звуков, целых слов и предложений. Страдает переключение с одной артикуляционной позы на другую. Грубо искажается слоговая структура слова, происходит застревание на одном и том же слоге (физкультурник – тутульник).

Афферентная моторная алалия – патология посцентральной зоны коры головного мозга (нижний теменной отдел левого полушария). В норме она ведает кинестетическим анализом и синтезом тонких движений артикуляционного аппарата. Ребенок не чувствует артикуляционной позы: открыт рот или закрыт, растянуты или вытянуты губы, поднимается или опускается язык, вибрируют или нет голосовые складки. В результате, ему трудно найти артикуляционную позу и произнести отдельно некоторые звуки. Правильное удержание позы закрепляется с трудом, поэтому он заменяет артикуляцию сложных звуков на более простую. Нарушение звукопроизношения происходит по типу замены или пропуска звуков. Возможно сочетание этих двух форм моторной алалии.

Симптомы моторной алалии

Как же узнать, есть у малыша моторная алалия или нет в самом раннем периоде его развития? Помимо отсутствия речи есть ряд неречевых признаков, которые могут стать поводом для беспокойства родителей.

  • Неврологическая симптоматика. Быстрая утомляемость ребенка при перегрузках, нарушение тонуса некоторых групп мышц, паретичность или спастичность. Односторонний птоз – висит одно веко. Горизонтальный нистагм – бегающие зрачки. Расстройство произвольных движений пальцевой и артикуляторной моторики. Расстройство узнавания, чаще зрительного, не может выделить части, цифры, лево, право. В ряде случаев астереогноз – не может узнать предмет на ощупь.

  • Психопатологическая симптоматика. Отклонения в формировании мыслительных процессов, слухоречевой памяти, слухового внимания, примитивизм, конкретность мышления, трудности в овладении понятиями, пробелы в знаниях, слабость произвольного внимания, снижение работоспособности. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляется в инфантилизме, лабильности настроения, в излишней доверчивости или, наоборот, в немотивированной агрессии, раздражительности, избирательности отношений. При затруднениях ребенок отказывается от деятельности, при позитиве – доводит дело до конца.

  • Моторная сфера может отмечаться нарушением осанки, часто дети астеничны. У некоторых детей наблюдаются нарушение координации движений, переключаемости с одного действия на другое. По состоянию моторики дети делятся на два типа: расторможенные (гиперактивные) и расторможенные (малоподвижные). Часто встречается леворукость вынужденного характера.

Кроме этого существуют и речевые признаки, проявляющиеся в нарушениях произношения всех групп звуков, ритмической организации слов, высоты и силы голоса. Речь часто бухштабирована, то есть замедлена, произносят по слогам. Лексика обедненная, часто с пропусками окончаний, предлогов, приставок, перестановкой слогов. Одним и тем же словом дети называют два понятия («пи» — пить и вода). Грубо нарушена грамматика, особенно употребление глаголов, заменяют их во всех случаях инфинитивом, отсюда несформированность связной речи («грач лететь» вместо «грачи прилетели»).

Моторную алалию можно вылечить, для этого существует несколько методологических подходов логопедической работы, к которой нужно приступить даже при небольшой задержке речи уже в 2 года. Иначе последствия алалии будут отражаться на обучении школьника письму, чтению, на некоторых психических функциях. А также необходим медикаментозный подход в устранении данной алалии. Но об этом поговорим в следующем материале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector